Компания «Магазин магазинов» провела анализ обеспеченности парковочными местами качественных торговых центров России. На его основе были выделены лидеры региональных и московского рынков торговой недвижимости с самым высоким уровнем парковочного индекса (количество парковочных мест на 100 кв. м торговых площадей ТЦ).
На первом месте в топ-10 торговых центров регионов России — Нижний Новгород с торгово-развлекательным центром «Мега», общая площадь которого составляет 125,5 тыс. кв. м, торговая — 102,5 тыс. кв. м, емкость парковки — 6,8 тыс. машиномест, парковочный индекс — 6,6. Такой же показатель у ТЦ «Коллаж» в Пензе (см. таблицу 1).
Из десяти «парковочных» лидеров шесть объектов — это торговые центры сети «Мега». «Магазин магазинов» объясняет это тем, что торгцентры «Мега», как правило, располагаются вне жилых кварталов больших городов, вдоль крупных автомагистралей. Это привлекает городскую аудиторию с высоким платежеспособным спросом, а также не ограничивает физические возможности возведения наземных парковок с высокой емкостью. Сооружение большой парковочной зоны для пригородных торговых центров является вместе с тем и необходимостью, поскольку основная часть посетителей приезжают на личных автомобилях, поясняют «размах» торгцентров «Мега» эксперты «Магазина магазинов».
В топ-10 торговых центров столичного региона (Москва и Московская область) самый высокий парковочный индеек у ТЦ Vegas в Москве — 5,8. На столичном рынке торговой недвижимости наблюдается схожая с регионами тенденция: высокие значения парковочного индекса характерны для ТЦ, находящихся на окраине Москвы или в непосредственной близости к городу, отмечается в исследовании. Указанные торговые центры, как правило, располагаются на больших земельных участках, что дает возможность оборудовать парковку соответствующей емкости.
Руководитель отдела исследований и консалтинга компании «Магазин магазинов» Андрей Васюткин подчеркивает, что большая часть посетителей крупнейших ТРЦ в Москве и в регионах приезжают туда на собственном автомобиле и, как правило, это целенаправленные поездки. «Уровень лояльности этих посетителей чувствителен к такому фактору, как удобство заезда и пользования парковкой. Профессиональные девелоперы понимают это и стараются обеспечить свои объекты парковочными местами в максимальном объеме. Как мы видим, лидер рейтинга — сеть ТРЦ «Мега» — во всех своих проектах старается предусмотреть высокий парковочный индекс, в регионах — в среднем шесть машиномест на 100 кв. м торговых площадей. При этом традиционно хорошим показателем уже считается индекс равный четырем», — говорит Васютин.
Финансовый аналитик Lionstone Investment Services Александр Гришанов отмечает, что регионам проще в плане обеспечения торговых центров парковочными местами, тогда как в Москве и в Московской области очень высокая плотность застройки и тяжело найти не сильно удаленный и достаточно большой по размерам участок земли. «Владельцам крупных торговых центров в столичном регионе приходится искать компромисс между удаленностью и удобством. Конечно, влияет и стоимость земли, которая в Москве и области значительно выше, чем по России. Именно поэтому у московских ТЦ такие низкие показатели парковочного индекса по сравнению с регионами», — комментирует Гришанов «парковочный» рейтинг.
А директор Нижегородского центра научной экспертизы Татьяна Романчева считает этот рейтинг некорректным. По ее мнению, неверно причислять нижегородскую «Мегу» к городским ТРЦ, ведь он находится в Кстовском районе и, соответственно, влияет в основном на торговый оборот этого района. «В черте города инвестор не смог бы получить такие площади. А загородный ТРЦ автоматически предполагает, что люди будут добираться до него на машинах», — поясняет Романчева. Но эксперты «Магазина магазинов» признают, что лидерство нижегородской «Меги» заключается в том, что она находится на достаточно большом удалении от центра города. Это и предопределило как необходимость, так и физическую возможность строительства большой парковочной зоны.
По мнению Романчевой, отношение количества торговых площадей к числу парковочных мест дает мало информации о качестве парковки. «Это исследование бесполезно, — заявляет она. — Застройщик не знает, насколько правильно рассчитано количество парковочных мест, а клиент не знает коэффициента использования парковки».
Эксперт считает, что правильнее было бы оценивать эффективность парковки по ее заполнению. Так, по оценке Романчевой, эффективной можно считать парковку, которая в среднем ежедневно заполняется на 70%, тогда как «Мега» в Кстовском районе заполняется в среднем всего на 30%. По ее мнению, последний год «Мега» потеряла ряд посетителей из-за ТРЦ «Фантастика» в Нижнем Новгороде, который «оттягивает» покупателей: там находятся те же бренды, что и в «Меге», за исключением IKEA.
Получить комментарии ООО «ИКЕА Мос» (управляет торговыми центрами «Мега») не удалось: запрос в компанию остался без ответа, связаться с пресс-службой компании также не получилось. Напомним, ТРЦ «Мега» в деревне Федяково Кстовского района был открыт в 2006 году.
Екатерина Чичурина
Таблица 1. Топ-10 торговых центров регионов России по обеспеченности парковочными местами
Город | Торговый центр | Общая площадь, кв. м | Торговая площадь, кв. м | Емкость парковки (машиноместа) | Парковочный индекс |
1. Нижний Новгород | Мега | 125 500 | 102 500 | 6800 | 6,6 |
2. Пенза | Коллаж | 54 500 | 38 000 | 2500 | 6,6 |
3. Самара | Мегакомплекс Московский | 140 000 | 79 000 | 5000 | 6,3 |
4. Казань | Мега | 112 500 | 92 000 | 5600 | 6,1 |
5. Новосибирск | Мега | 130 500 | 103 000 | 6200 | 6 |
6. Ростов-на-Дону | Мега | 130 600 | 104 000 | 6200 | 6 |
7. Омск | Мега | 161 400 | 124 300 | 7400 | 6 |
8. Челябинск | Родник | 135 000 | 58 000 | 3450 | 5,9 |
9. Сургут | Сургут Сити Молл | 154 000 | 84 870 | 5000 | 5,9 |
10. Екатеринбург | Мега | 130 000 | 99 500 | 5800 | 5,8 |
Таблица 2. Топ-10 торговых центров столичного региона по обеспеченности парковочными местами
Город | Торговый центр | Общая площадь, кв. м | Торговая площадь, кв. м | Емкость парковки (машиноместа) | Парковочный индекс |
1. Москва | Vegas | 398 000 | 130 000 | 7500 | 5,8 |
2. Москва | Мега Теплый стан | 180 500 | 155 000 | 8780 | 5,7 |
3. Мега | Мега Химки | 210 600 | 175 000 | 8500 | 4,9 |
4. Мытищи | Июнь | 178 000 | 75 000 | 3400 | 4,5 |
5. Красногорск | Вэйпарк | 60 000 | 46 000 | 2000 | 4,3 |
6. Москва | Рио | 92 000 | 35 100 | 1500 | 4,3 |
7. Москва | Л-153 | 90 000 | 36 000 | 1500 | 4,2 |
8. Мытищи | XL-3 | 56 000 | 36 000 | 1500 | 4,2 |
9. Котельники | Мега Белая Дача | 276 000 | 214 000 | 8750 | 4,1 |
10. Москва | Европарк | 86 790 | 39 000 | 1500 | 3,8 |