Posted 29 января 2013, 09:01

Published 29 января 2013, 09:01

Modified 12 ноября 2022, 14:28

Updated 12 ноября 2022, 14:28

Юрьев день

29 января 2013, 09:01
24 января 2013 года может войти в новейшую историю России как «новый Юрьев день». Дело в том, что именно в этот день Госдума приняла законопроект, отменяющий выборы губернаторов. Несмотря на то, что законопроект пока принят только в первом чтении, можно не сомневаться в том, что он будет принят окончательно. Евгений Семенов, политолог

24 января 2013 года может войти в новейшую историю России как «новый Юрьев день». Дело в том, что именно в этот день Госдума приняла законопроект, отменяющий выборы губернаторов. Несмотря на то, что законопроект пока принят только в первом чтении, можно не сомневаться в том, что он будет принят окончательно.

Впрочем, начнем по порядку. Отмена всенародных выборов губернаторов произошла в 2004 году. Поводом послужили трагические события в Беслане. Тогда эта мера была названа вынужденной и получила общественное одобрение как необходимая. На Северном Кавказе шла масштабная контртеррористическая операция, и исполнительной власти требовались чрезвычайные полномочия для наведения порядка в стране. Легитимность действий федеральной власти была поддержана изменением законодательства о выборах. Губернаторов стали назначать.

Прошло почти десять лет. Посягавшая на сепаратизм Чечня стала надежным оплотом Кремля. Казалось бы, нет причин не вернуться к временно заблокированному праву населения выбирать себе власть. И население недвусмысленно намекнуло об этом. Взрывной рост протестной активности в 2011 году во многом был мотивирован требованием демократических прав и свобод, в том числе и восстановления права избирать губернаторов.

Необходимость обеспечить выборы Государственной думы и президента страны заставила власть пойти навстречу. В конце 2012 года избирательное законодательство России пережило ряд либеральных реформ, в том числе был принят закон о возвращении выборов губернаторов. В ряде регионов выборы даже состоялись, однако «оттепель» длилась недолго. Несмотря на то что подавляющее большинство соотечественников (по январским опросам «Левада-центра» — 68%) хочет выборности губернаторов, в Госдуме решили, что время еще не пришло. В мгновение ока был выдвинут блокирующий законопроект, и уже через пять дней после его появления закон приняли в первом чтении.

Основным аргументом, возвращающим табу, стало мнение, что прямые выборы приводят к «накалу общественно-политической ситуации, ухудшению социально-экономического положения, разжиганию межрегиональной розни и к угрозе безопасности» (курсив мой, Е.С.). В качестве примера приводилась ситуация в республиках Северного Кавказа.

Дабы сохранить хорошую мину при плохой игре, думцы внесли небольшое дополнение: региональным парламентам дается право решать, проводить ли всенародные выборы или реализовывать процедуру назначения губернаторов. Нетрудно догадаться, что местные парламентарии, «учитывая исключительную социально-политическую ситуацию, сложившуюся в регионе», найдут множество аргументов, обосновывающих «невозможность проведения всенародных выборов губернаторов на данном этапе».

Не питая особых иллюзий насчет возможности реализовать свои конституционные права, я тем не менее задаюсь вопросом: если сегодня ситуация на Северном Кавказе по-прежнему грозит взрывами экстремизма, национализма и сепаратизма, если с 2004 года в стране мало что изменилось и для сохранения системы власти России по-прежнему требуется режим латентной «чрезвычайщины», то в чем же тогда эффективность власти?

Евгений Семенов, политолог.

Впервые текст опубликован в «Нижегородском рабочем» 29 января 2013 г.

Подпишитесь