Жудит Деполь о нижегородском театре

15 сентября 2011, 18:09
Нижегородские актеры очень музыкальны и физически подготовлены – режиссер французского театра Жудит Деполь

-Жудит, как Вы оцениваете постановки нижегородских театров?

- Я плохо знакома с нижегородским классическим театром, мне ближе современное направление в театре. Но насколько я могу оценить, каждый раз приезжая в Россию ( Жудит уже больше 20 лет регулярно посещает Россию, реализовывая творческие проекты. прим. ред), что касается большинства театров, они все они очень устаревшие, слишком канонические и классические , а значит предсказуемые, вы понимаете, что современному зрителю этого уже мало.

Я могу только посоветовать побольше изучать то, что называется современным искусством. Современные авторы, современная эстетика, современные исследования, современное оборудование ( А сейчас это бывает первостепенным в разных медиапроетках).

Театр - очень живое искусство, если ты играешь также, как сто лет назад, то это пустая трата времени. Такая игра не насыщает разум, она не удовлетворяет зрителя, Искусство, которое не помогает человеку по-другому взглянуть на другой мир, задать себе какие-то новые вопросы, не имеет права на существование. Точнее, оно просто бесполезно. Чтобы в нижегородских театрах что-то качественно изменилось, мало одной только смены репертуара или приглашенных режиссеров. Смена менталитета повлечет за собой смену направления в искусстве в первую очередь, а не наоборот.

Есть небольшая ремарка по поводу постановок в Нижнем Новгороде, да и большинства российских театров, безусловно, есть произведения, по которым будут ставить спектакли через 200 и 300 лет. Есть и книги на один раз. Потенциал у всех произведений разный, но это не значит, что постановка «на один раз» хуже спектакля, который идет из года в года, один и тот же и снова из года в год одно и тоже.

Режиссер имеет право ставить того же «Гамлета, но первый вопрос, который он должен себе задать: почему я ставлю именно эту пьесу, смогу ли я сказать зрителю что-то принципиально новое или хотя бы выразить свою точку зрения при помощи пьесы. В большинстве случаев этого не происходит. Есть только бесконечное обращение авторов к «проверенным веками классикам». Подобная позиция, что старый друг лучше новых двух, приводит к тому, что человек попросту становится несамостоятельным, он перестает творить, он становится обычным.

Режиссер делает огромную ошибку, думая , что выиграет финансово, если поставит спектакль, пользующийся популярностью раньше. Наш мир настолько непредсказуем, что сложно сказать, где именно выиграешь, а где потеряешь. Так что лучше не бояться терять.

-Ваша постановка наполнена видеоинсталляциями и современной техникой. Нету ли в этом опасности, что театр перестанет быть театром, что его заменят видеоэффекты, за которыми не будет заметно игры реальных людей?

- Театр остается театром в любом случае, об этом не стоит волноваться. Если режиссер что-то добавляет на сцену по своему усмотрению, это всего лишь поиск новых средств для того, чтобы зритель тебя понял лучше. По-прежнему остаются живые люди, живые эмоции работа с ними на сцене.

В каком жанре должен, на Ваш взгляд, работать современный успешный театр?
- Одной специфики уже перестало хватать. Это сложно объяснить кратко. У нас под рукой техника, почему бы ей не пользоваться, у нас есть тело, при помощи выразительных движений тоже можно играть. Тут все зависит от фантазии, нынешние творцы ничем не ограничены, кроме своих мыслей.

-Как находить деньги для реализации проектов? Ваш проект в Нижнем Новгороде обошелся в 100 тыс. евро.

- Самый главный мотив для поиска денег - это система, по которой работают актеры в каждой стране. У нас во Франции мало стационарных театров, все работают по контракту. Всегда есть риск остаться без работы, это стимул работать лучше, чтобы тебя замечали. Каждый раз приходится удивлять зрителя.

А российские театры в этом плане инертны. Будут сводить концы с концами, показывать три спектакля в месяц по классике и радоваться, что живы. А ведь никто не отменял грантов, всегда есть способ найти деньги. Например, деньги, которые мы потратили на проект «Не бывает нулевого риска» – государственные, мы не вынимали их из своего кармана. Поэтому стоит быть смелее. Я тоже начинала 20-летней девушкой без денег. Все это был голый энтузиазм, Просто мы нашли направление, в котором нам всем стало интересно работать, поэтому и стали успешными.

-У Вас есть универсальный рецепт популярности и успешности?

-Один, и не совеем универсальный. Главное – не обманывать себя, заниматься тем, что тебе действительно интересно. Мастер может только что-то преподать, куда-то направить. Но нельзя сделать что-то «также хорошо, как Станиславский». Я сама решаю, что буду ставить и как, я сама ищу материал, желаю, стремлюсь, ищу. Даже для Франции наши постановки нетривиальны, что уж говорить про Нижний Новгород. Их ругают, хвалят, это нормально.

-Откуда берутся постановки? Из головы или это непридуманные истории?

- Даже самая фантастическая история должна быть пережита режиссером, продумана, переработана в общении и беседах с актерами. С теми ребятами, которые сейчас задействованы в моем проекте, я очень много беседовала , анализировала какие-то жизненные вопросы. Пыталась их заставить самих ощутить в себе эмоции, а не снимать кальки с чужих лиц. Разрыв шаблонов -это то, что нужно любому современному актеру и режиссеру, который хотят чего-то достичь

-Жудит, сильно ли отличаются русские актеры от французских?

- Почти ничем, Все мы люди, нижегородцы очень музыкальны и физически подготовлены.Это большое отличие и большой плюс для них.

-Что вы можете пожелать?

-Хочу только пожелать нижегородцам не бояться говорить о каких-то темах, которые принято считать «скандальными»: гомосексуализм, фашизм, религия. Мне нижегородцы кажутся достаточно закрытыми, а ведь все эти темы необходимо обсуждать каждому человеку для того, чтобы понять, а так ли он прав, осуждая или одобряя какие-то явления.




































#Общество #Новости #Денис Объедкин
Подпишитесь