16 декабря 2010 года в Министерстве юстиции РФ прошло заседание коллегии, посвященное проблеме соблюдения прав человека в учреждениях ФСИН РФ. На ней в том числе рассматривались вопросы изменения системы условно-досрочного освобождения.
По мнению Министра юстиции РФ Александра Коновалова, концепцию условно-досрочного освобождения необходимо менять. Он не исключает, что в России может появиться норма, когда осужденный, соблюдающий правила содержания и посещающий реабилитационные программы, освобождается досрочно автоматически, без участия суда. По словам министра юстиции, аналогичные нормы действуют во многих странах.
Коновалов также отметил необходимость более широкого привлечения институтов гражданского общества в решении вопроса об УДО и устранении коррупционных факторов в этом процессе.
«Мы часто располагаем информацией, свидетельствующей, что институт УДО очень коррупционно емкий. Необходимо наведение порядка, повышение качества решений, гарантий того, что решения принимаются объективно и законно, и те люди, которые достойны УДО, не утрачивают эту перспективу», - сказал глава Минюста.
В исправительных учреждениях условно-досрочному освобождению осужденных от отбывания наказания уделяется большое внимание. УДО является одним из средств обеспечения правопорядка в исправительных учреждениях, т.к. к числу оснований освобождения относится правопослушное поведение осужденных во время отбывания наказания и утрата ими своей общественной опасности.
За 9 месяцев 2010 года в соответствии со ст.175 УИК РФ в Приволжском федеральном округе было условно-досрочно освобождено более 22 тысяч осужденных (в 2009 году – 23 тысячи.), в том числе в Нижегородской области – 2131 человек.
В сравнении с предыдущим периодом увеличилось число отказов в удовлетворении ходатайств об условно-досрочном освобождении осужденным с положительной характеристикой администраций.
Основные причины отказов судов в условно-досрочном освобождении сводятся к следующему: осужденный ранее освобождался условно-досрочно, однако вновь совершил преступление; неоднократно судим за аналогичные преступления; имел взыскания за нарушения установленного порядка отбывания наказания, хотя позднее были сняты; непогашение материального ущерба потерпевшим; наличие дисциплинарных взысканий в период отбывания наказания.