Posted 19 мая 2010,, 13:05
Published 19 мая 2010,, 13:05
Modified 12 ноября 2022,, 16:18
Updated 12 ноября 2022,, 16:18
19 мая 2010 года состоялась пресс-конференция под названием «Как нижегородские школьники получили Нобелевскую премию», посвященная 61-ой международной научно-инженерной ярмарке школьных исследовательских проектов – Intel ISEF, которая проходила с 10 по 14 мая 2010 года в городе Сан-Хосе в США. Школьники Нижнего Новгорода и области получили 5 наград в конкурсе и привезли из Америки медали и дипломы.
По словам учителя физики МОУ СОШ №2 города Дзержинска, Заслуженного учителя РФ Льва Пигалицына, ярмарка школьных исследовательских проектов Intel ISEF - единственное конкурсное мероприятие для школьников в возрасте от 13 до 18 лет. На конкурсе каждую научную работу оценивали 10 членов жюри авторитетных специалистов и лауреатов Нобелевских премий. «Всемирно известные ученые ходили по выставке в затрапезном виде, присматривались к работам и участникам и даже журили их. Нашим ребятам удалось познакомиться поближе с лауреатом Нобелевской премии по физике», - добавил Лев Пигалицын.
Как стало известно на пресс-конференции, ученик 11 класса лицея №40 Иван Лазаревич занял четвертое призовое место в номинации «Физика», получил специальную премию Ассоциации агентств по патентам и товарным знакам, а также специальный приз от Общества геофизиков-исследователей суммой в 500 долларов и членство в Ассоциации в ранге юниора. Исследовательская работа Ивана Лазаревича под названием «Песчаная буря в стакане» была посвящена моделированию поведения песчаных масс при землетрясении.
«При землетрясении песчаник ведет себя странным образом, но проведя исследования, мы сможем прогнозировать его поведение и будем знать, где безопаснее строить здания. Кроме того, такие исследования пригодятся при смешивании и сепарации порошков в пищевой и другой промышленности», - отметил Иван Лазаревич.
Кроме того, команда школьников, в которую вошли ученицы 10-го класса МОУ СОШ №2 города Дзержинска Лилия Храпунова и Антонина Тропкина, а также ученица 9-го класса нижегородского лицея №40 Анастасия Шайкина, заняла четвертое место в категории «Групповые проекты» номинации «Физика», и также завоевала специальную награду Общества геофизиков-исследователей. Школьниц заинтересовало ухудшение сигналов сотовой связи и GPS во время плохой погоды, поэтому их проект под названием «Исследование влияния метеоусловий на распространение электромагнитных волн» был посвящен созданию усовершенствованных GPS-навигаторов.
Ученик 11-ого класса нижегородского лицея №87 Олег Севрюков выступил на конкурсе с исследованием на тему «Явление эмиссионного тока в люминесцентных лампах», итогом которого стала возможность изобретения более экономичных люминесцентных ламп.
По данным кандидата химических наук, директора «Нижегородского научно-информационного центра», исполнительного директора конкурса ROST ISEF Ильи Коршунова, для участия в конкурсе Intel ISEF от нижегородских школьников поступило 60 заявок. После оценки научным жюри ряд проектов был поддержан специальными грантами Президента РФ.
«Проекты, которые прошли на конкурс в США, находятся на переднем крае науки и, прежде всего, отличаются самостоятельностью. Именно самостоятельность и готовность экспериментировать должны развивать в себе молодые ученые», - заявил Илья Коршунов.
По мнению Ильи Коршунова, в настоящее время в России существует два направления работы с школьниками — олимпиадное движение и научно-исследовательская работа. Олимпиады позволяют быстро продемонстрировать, как у школьника работает мысль, а научно-исследовательская работа не только обеспечивает работу мысли, но и формирует проектное мышление. «К сожалению, у нас сейчас преобладает олимпиадное движение, в то время, как во всем мире — сдвиг в сторону научно-исследовательских работ. Школьные научные чтения — это первые шаги к успеху», - сказал Илья Коршунов.
Как отметил на пресс-конференции кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник ИПФ РАН, руководитель научного комитета конкурса ROST ISEF Александр Рейман, России нужно много времени на восстановление производственной и экспериментальной базы, которая если и не была разрушена, то просто «отстала от жизни». «Не смотря на то, что наука в России сейчас заметно «стареет», сохраняется общий настрой на то, что высшее образование в нашей стране лучше», - высказался Александр Рейман.