Как сообщают в пресс-службе Межрегионального комитета против пыток, в конце февраля 2009 года Страсбургский суд уведомил Российскую Федерацию о поданной Комитетом жалобе в интересах Дмитрия, а также задал властям вопросы, касающиеся нарушений Европейской Конвенции. Российской Федерации было необходимо представить позицию по данному делу, в частности, объяснить страсбургским судьям, подвергался ли Очелков пыткам и бесчеловечному обращению, и эффективно ли было прокурорское расследование. Власти также должны были предоставить Суду копии всех материалов официального расследования по жалобам Дмитрия.
4 августа 2009 года Комитет против пыток получил копию меморандума Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека, в котором и содержится позиция по данному делу.
Как указывают власти, «в ходе рассмотрения жалоб Очелкова, следственным органом учитывались и подвергались тщательной проверке все доводы заявителя, однако достаточных данных, указывающих на причинение телесных повреждений Очелкову сотрудниками милиции, не было получено». По мнению Российской Федерации, «в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, по уголовному делу были выполнены все необходимые следственные действия, направленные на установление истины».
Государство-ответчик делает вывод, что многочисленные телесные повреждения, зафиксированные врачами, могли быть получены Дмитрием «по его собственной неосторожности». Например, при посадке в патрульную автомашину Очелков «ударялся плечами и другими частями тела о выступающие части автомашины». Травмы лица Дмитрий также мог получить «при падении с лестницы».
Правозащитники отмечают, что российские власти оставили без комментариев выводы нижегородского следствия о том, что Дмитрий во время беседы с оперативником «дважды просился у него выйти в туалет и дважды ударялся головой о книжную полку, висевшую на стене над стулом».
В Комитете против пыток сообщают, что должностными лицами колонии, где содержится Очелков, проводятся «беседы» с Дмитрием – как указывают власти – «в целях выяснения условий мирового соглашения с заявителем». На деле власти призывали Дмитрия к подписанию бумаг об отзыве жалобы.
Межрегиональный Комитет против пыток в ближайшее время направит в Европейский суд свои возражения на меморандум властей.
Как сообщалось ранее, 4 марта 2009 года в Межрегиональный Комитет против пыток поступила информация о том, что Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобу жителя Заволжья Дмитрия Очелкова.
В 2002-2003 годах Дмитрий неоднократно подвергался многочисленным пыткам и издевательствам сначала в милиции городов Заволжье и Балахна, сообщают в Комитете против пыток.
«К нему применялся весь набор излюбленных милиционерами «средств дознания» - «ласточка», «конверт», пытки с использованием противогаза, электрического тока, избиения и угрозы. Отметим, что медицинскими экспертами травмы, нанесенные Дмитрию в результате пыток, зафиксированы», - подчеркивают правозащитники.
Весь названный арсенал средств использовался милиционерами для того, чтобы добиться признательных показаний. Органы прокуратуры, куда обратился Дмитрий Очелков и представляющие его интересы юристы Межрегионального комитета против пыток, на протяжении многих лет затягивали расследование по заявлению молодого человека о примененных к нему пытках, сообщают в Комитете. Отчаявшись добиться справедливости в национальных инстанциях, 6 мая 2005 года Дмитрий Очелков обратился в Европейский суд.
Спустя три с половиной года, дошла очередь до жалобы Дмитрия. Страсбургский суд составил подробное описание фактов по делу, уведомил Российскую Федерацию о поданной жалобе, а также задал сторонам вопросы, касающиеся нарушений Европейской Конвенции. Теперь государству-ответчику необходимо было представить позицию по данному делу, в частности объяснить страсбургским судьям, подвергался ли Очелков пыткам и бесчеловечному обращению, и эффективно ли было прокурорское расследование. Власти РФ также должны были предоставить Суду копии всех материалов официального расследования по жалобам Очелкова.