Над «Навсикаей из Долины Ветров» работала своеобразная «команда мечты»: режиссер — сэнсэй Миядзаки, продюсер — сказочник и драматург Такахата, композитор — молодой Хисайси, а среди ключевых аниматоров числится совсем еще зеленый новичок — Анно Хидэаки, автор будущего «Евангелиона».
Первое, что хочется отметить после просмотра «Навсикаи из Долины Ветров», это огромное количество сюжетных ходов, многообразие героев и сцен. Вообще, непонятно, как Миядзаки умудрился в отведенное время втолкнуть столько всего, да еще сделать это понятным и логичным для зрителя. А главную героиню до такой степени проработанной и замечательной, что не хватает хвалебных слов в ее сторону. Эта героиня потрясает всем, начиная с формы и кончая содержанием. Но если формы миядзаковских девушек очень схожи, то по содержанию она обыгрывает всех последующих персонажей. Ловкая смесь мужественности и женственности, героизма и обворожительности, доброты и ума делает Навсикаю ярким и выделяющимся персонажем из всего творчества Миядзаки.
«Девочка Лисичка» - Южная Корея (2007). В корейских горах до сих пор водятся знаменитые лисы-оборотни. Они хитры, неуловимы и способны похищать человеческие души. Юби – тоже лисица; правда, хвостов у нее только пять, лет ей всего-навсего сто, и нет ни одной похищенной души в активе. Собственно, ей сейчас не до людских душ: неподалеку от ее норы разбился корабль инопланетян, и добрая Юби предоставила потерпевшим стол и кров. Для пришельцев главное – не показываться людям на глаза, пока их тарелка не будет исправлена. Но легко ли это устроить, ведь рядом с домом Юби открыта школа для проблемных детей… Захватывающий сюжет, приятные ассоциации с Миядзаки и при этом много интересных находок и вкусных заимствований и пародий. Там даже нашлось место для парового робота, буддизма, НЛО, также есть медвед и летающий тазик…
«Сказания Земноморья» - Япония (2006). У этого фильма не самая простая судьба. Первые сообщения о новой работе знаменитой студии Ghibli по произведению не менее известной Урсулы Ле Гуин были усугублены фамилией режиссёра. В результате хор недовольных усилился троекратно: избалованные «Унесёнными призраками» упрекали «Сказания Земноморья» в недостаточной шедевральности, знатоки фэнтези пели своё неизменно-занудливое «В-книге-всё-было-совсем-не-так!», и даже сам Миядзаки Единственный и Неповторимый не упустил возможности попортить кровь Миядзаки-Младшему. А иначе и быть не могло: требовательные зрители, культовый цикл, репутация.
Однако фильм получился именно таким, как и должен быть: адаптированная под детскую аудиторию аниме-экранизация взрослой сказки про волшебников, драконов и Великое Равновесие.
«Сказания Земноморья» – произведение скорее созерцательное, чем динамичное, с ощутимым желанием передать красоту мира, причём меняющегося мира, когда уходящая сила сочетается с мелочностью и суетой. Особенно чётко это получилось в картинах торгового города Хорта, сочетающего в себе черты средневекового Рима и Неаполя. Величественные развалины дворцов и акведука – и мелкие домишки и лавочки, прилепившиеся к осыпающимся стенам. Бывшая волшебница, переквалифицировавшаяся в торговку поддельными тканями, вполне наглядно объясняет причину всеобщего упадка: лучше впаривать ротозеям дурное сукно, чем тратить жизнь на магию, которую и не потрогаешь.