“День народного единства – это праздник нарождающихся идеалов в потребительском обществе”, - Антон Фортунатов
Posted on ноября 04, 2008 in Общество) by newsmaker | Comments Off
4 ноября в России отмечается День народного единства. Это один из самых молодых государственных праздников и для многих он пока не стал национальным. Его появление сопровождалось бурной общественной дискуссией. Кто-то сомневался в верности выбранной даты, кто-то считал, что это искусственно вводимый ритуал, основная задача которого заслонить иную дату – 7 ноября, отмечавшуюся в стране на протяжении долгих лет. В чем же сходство и в чем принципиальное отличие двух этих праздников? С этим вопросом мы обратились к эксперту, доценту кафедры тележурналистики ННГУ, кандидату филологических наук Антону Фортунатову.
«Мне кажется, что праздник 4 ноября - это праздник, соответствующий сегодняшнему состоянию информационного и потребительского общества. Праздник же 7 ноября создавался в тот момент, когда у нас общество потребления еще не возникло, энергия идеалов, которая в нем была заложена, сказывается до сих пор. Сейчас, чтобы сделать праздник, его нужно разрекламировать, облечь в потребительские одежды – я имею ввиду различные соответствующие сувениры, ритуалы, - обеспечить определенным пиаром, который является продолжением потребительского общества. Это очень сложная задача», - отмечает Антон Фортунатов.
«Это праздник сознания справедливости, когда те, кто пошли с мечом на страну, получили от этого же меча по старой русской пословице. 4 ноября – это праздник зарождающейся силы, сознания того, что мы можем за себя постоять. В 7 ноября чувствовалось разрушение, хотя его и пытались позиционировать как праздник торжества справедливости, но он все равно всегда был праздником экспроприации, если это можно назвать праздником. То есть, в итоге, 4 ноября – это праздник нарождающихся идеалов в потребительском обществе, 7 ноября – дата, связанная с угасающими идеалами, которые развенчиваются и превращается в фикцию», - заключил Антон Фортунатов.