Posted 30 июня 2015,, 18:54

Published 30 июня 2015,, 18:54

Modified 12 ноября 2022,, 14:50

Updated 12 ноября 2022,, 14:50

Александр Трусов: Технологии становятся двигателем музея и делают их доступнее посетителю

30 июня 2015, 18:54
Делегация Кстовского историко-краеведческого музея посетила ХVII Международный фестиваль «Интермузей-2015», который прошел в Москве, в центральном выставочном зале «Манеж», в середине июня. Мы беседуем с директором одного из самых молодых музеев Нижегородской области Александром Трусовым об основных тенденциях этой отрасли в российском и региональном масштабе, перспективах ее развития.

— Одна из последних наших выставок — «Есть в той войне строка и наших земляков…» — посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. «Изюминка» — это тематический комплекс «Многонациональное лицо Победы», отражающий участие в войне граждан национальных республик СССР: Азербайджана, Армении, Таджикистана и Дагестана. Именно этот проект мы презентовали на фестивале «Интермузей».

— Что нового вы открыли для себя, приняв участие в этом фестивале? Каковы музейные тенденции в российском масштабе?

— Дело в том, что начиная с 1999 года «Интермузей» — это главное событие в музейной жизни России, широкая площадка для демонстрации профессиональных достижений, передовых технологий и обмена опытом.

Выставочная экспозиция фестиваля включала в себя стенды исторических, музыкальных, художественных и литературных музеев со всей России. Всего в фестивале приняли участие 232 учреждения. Это был действительно настоящий музейный город, в каждом квартале которого посетителей ожидали разнообразные проекты, общение с коллегами, интерактивные задания и многое-многое другое. Здесь мы увидели современные витрины с системой климат-контроля, новые средства пожаротушения и безвредные для экспонатов упаковочные материалы. Значительный интерес вызвали технологии макетирования и создания виртуальных музеев.

Для нас это был первый опыт участия в международном фестивале «Интермузей», который позволил познакомиться с новыми тенденциями, практиками и технологиями в музейном деле.

Мероприятия такого масштаба позволяют понять, что сейчас музей не ограничивается пространством своего помещения: он выходит на улицу, меняет ландшафт вокруг себя, сам ищет своего посетителя. Музей становится все более технологичным. Это касается и работы с посетителями, и основной функции таких учреждений — собирания и хранения экспонатов. Например, не редкостью стали интерактивные экскурсии, мультимедийные и 3D-программы.

— Ваш музей — один из самых молодых в Нижегородской области. Наверняка этот факт накладывает определенные особенности?

— Действительно, наш музей очень молод — в мае мы отпраздновали 15-летие. Кстово — молодой город, поэтому главная особенность нашей площадки — это отражение советского периода. У нас имеется два экспозиционных зала, один из которых посвящен строительству градообразующего предприятия — нефтеперерабатывающего завода. Экспозиция запечатлела дух эпохи, судьбы конкретных людей, их труд.

Мы живем в удивительном месте: на территории района располагались стоянки древнего человека, финно-угорские и славянские поселения. Артефакты этих времен мы тоже собираем. Их можно увидеть также в музеях Москвы, Питера, Нижнего Новгорода и даже зарубежья, например в Финляндии. Сейчас в нашем музее хранится и демонстрируется более семи тысяч экспонатов.

Кроме экспозиционных в музее еще два зала: на этих площадках мы предлагаем нашим посетителям тематические выставки и мероприятия.

— Что происходит у нас с музеями в областном масштабе? Какие тенденции наблюдаются в этой сфере культурной жизни региона?

— Можно сказать, что здесь мы движемся в том же направлении, что и остальные российские музеи. Яркий пример этого — музей истории Выксунского металлургического завода, который преобразовал культурное пространство целого города и стал известен уже на российском уровне. Что касается муниципальных музеев, то они в меру своих возможностей, в первую очередь финансовых, тоже участвуют в этом процессе. Например, музеи Городца с их «Городом мастеров» или «Дом Москвы» в Балахне. Очень интересен проект центра туризма «Русские крылья» в Чкаловске.

Каждый музей сейчас стремится обрести свое уникальное лицо. Создаются новые экспозиции. Открываются новые площадки, например уникальный музей патриаршества в Арзамасе. Интересная экспозиция открылась в Дзержинском краеведческом музее. Интенсивно ведется работа с посетителями. Сейчас музеи предлагают абонементы, в том числе и выходного дня, экскурсии по памятным, историческим местам. Учреждения активно обмениваются опытом — каждый год в регионе проходит фестиваль «Музейная столица».

— Как адаптированы нижегородские музеи для людей с ограниченными возможностями? Какой опыт существует в других регионах страны, в центральных музеях?

— В последние годы растет количество проектов, связанных с социализацией людей с ограниченными возможностями. В первую очередь это доступность музеев для инвалидов. Многие учреждения оборудуются пандусами (в том числе и наш музей), подъемниками (например, в НГИАМЗ), специальными лифтами, переоборудуются уборные, в помещениях монтируются поручни и другие специальные средства. В плане экспозиций и выставок используются специальные аудиогиды, мультимедийные киоски и планшеты.

Если мы говорим о программах с посетителями, то здесь методы работы разнообразнее. Существуют программы для детей, взрослых. Для слепых и слабовидящих, глухих, для людей с проблемами вестибулярного аппарата. Сейчас стали появляться программы для аутистов. Часто они являются частью терапии и социализации. Например, когда здоровые дети работают с детьми с ограниченными возможностями. Так, например, у нас в музее проводился мастер-класс для детей-аутистов и с задержкой в развитии, где помощниками выступали здоровые дети-волонтеры.

На фестивале «Интермузей» были представлены копии архитектурных элементов древнерусского и готического стилей, изготовленные из папье-маше, специально для слепых. Они таким образом могли через прикосновение почувствовать их красоту, совершенство, размеры. Для глухих детей используются визуальные технологии и технологии позволяющие «почувствовать» звук, точнее — его вибрации.

Такие комплексные программы требуют неординарного подхода, но, что интересно, не всегда затратны и зачастую создаются энтузиастами.

Технологии становятся двигателем музея и делают его доступнее посетителю. Уже сейчас презентованы шлемы виртуальной реальности с музейным контентом. Эта разработка Главного информационно-вычислительного центра Минкультуры позволяет выйти на новый уровень работы с экспонатами и их представлением посетителю. Теперь можно восстановить условия, в которых существовал экспонат, узнать его «жизнь» и даже виртуально использовать его по назначению.

Уже сейчас ряд музеев использует 3D-принтеры для создания макетов музейных предметов. Например, такой опыт есть в Башкирии. Там для детей таким образом изготавливают копии национальных костюмов и артефактов. Этот опыт крайне интересен для нас и наших коллег. Надеюсь, что вскоре такими технологиями смогут похвастаться и нижегородские музеи.

Сергей Клемес

"