Денис Лафанов: Будем развивать нижегородскую киноиндустрию

Денис Лафанов: Будем развивать нижегородскую киноиндустрию

Денис Лафанов: Будем развивать нижегородскую киноиндустрию
Интервью

29 декабря 2014, 11:26
В конце января московский продюсер Денис Лафанов открывает в Нижнем Новгороде киношколу со «сложносочиненным» названием «КиННо-ed.». В рамках общего курса «Кинопроизводство» слушатели школы получат сведения по всему циклу дисциплин, необходимых проекту на съемочной площадке, — начиная от второго режиссера и заканчивая бригадиром по массовке. Мы поговорили с основателем киношколы о том, когда он приехал и зачем остался, чем уникален учебный план его киношколы, какие фильмы снимались в Нижнем Новгороде этим летом, а также о том, почему город на Стрелке внезапно стал столь привлекательным для столичных съемочных групп.

— Нижний, в общем-то, заинтригован. Все лето на его улицах снимали кино, а в конце года некий московский продюсер открывает здесь целую киношколу. Давайте для начала рассеем ореол загадочности. Расскажите, пожалуйста, коротко о себе.

— Я коренной москвич, более 11 лет работаю на телевидении и более пяти — в кино, имею три профильных образования. Работал на проектах «Учитель пения», «Час», «Дорожная история», «Капкан», «Понять. Простить», «Детективы», «Ты не один», «Психосоматика»… В общем, перечислять можно довольно долго. В 2010 году основал свой продюсерский центр «3Q-cinema». Если коротко — то так.

— Итак, вы москвич. Каким образом вдруг оказались в Нижнем Новгороде?

— В начале года меня пригласили на съемки многосерийной ленты «Метод» режиссера Юрия Быкова с Константином Хабенским в главной роли. Отказаться от такого фильма — все-таки это проект продюсерской компании «Среда» Александра Цекало — было бы просто недальновидно, и, невзирая на то что я позиционирую себя все-таки как независимый продюсер, я согласился работать на проекте в качестве директора картины.

— «Метод» снимался только в Нижнем Новгороде? Чем был обусловлен выбор города?

— Да, этот проект полностью нижегородский. Решение принималось с учетом целого ряда факторов. Для начала нам нужны были разнообразные, причем совершенно новые, не приевшиеся глазу, локации сразу для нескольких сценарных городов. Нижний с этой задачей справился идеально: здесь есть старый и новый город, кардинально различающиеся заречная и нагорная части, множество интереснейших для кинематографиста объектов.

Такое положение вещей, помимо плана визуально-эстетического, очень выгодно еще в двух планах — финансовом и логистическом. Большой караван кинотранспорта ужасно неудобно перемещать между несколькими населенными пунктами, не говоря уже о нескольких городах. Нижний сэкономил нам деньги и время. Кроме того, и это тоже немаловажно, город находится еще и буквально в шаговой доступности от Москвы.

— Почему вы решили остаться? Какие перспективы вдруг разглядели?

— Заехав сюда в апреле, я столкнулся с острой нехваткой дельных кадров для площадки. Мы искали часть работников среди местных, и я видел перспективных, способных людей, но здесь слишком привыкли к размеренному образу жизни. Никто никуда не спешит, привыкли работать от звонка до звонка. А кино — это постоянное напряжение, форс-мажоры, график съемок — круглосуточный. «Слетел» объект, актер отказался от роли, кто-то опоздал на самолет — надо думать, действовать, принимать решения молниеносно. Многие оказались на это просто неспособны. Кроме того, опять же даже самым способным периодически не хватало квалификации.

Кроме того, в Нижнем обнаружился дефицит необходимой для киносъемок техники. Здесь нет профильных кинокомпаний, киноиндустрия совершенно не развита. И это в городе, который находится буквально под боком у Москвы, а после запуска «Сапсана» стал еще ближе. С другой стороны, «Сапсан», конечно, очень удобен для людей, но вот технику на нем не повезешь. И здесь уже обнаруживается проблема с кинотранспортом.

Как видите, «засада» со всех сторон. Снимать кино в Нижнем пока еще очень трудозатратно. Нужны специалисты, техническая база, парк техники, способные полноценно обслуживать масштабные кинематографические проекты. И, надо сказать, здесь много талантливых, целеустремленных людей, с которыми можно наладить нижегородскую киноиндустрию. А индустрия эта, ко всему прочему, в промежутке между заезжающими проектами должна работать на благо города, поэтому важно также упрочить ее взаимодействие с администрацией региона. Вот, пожалуйста, целый набор перспектив.

— То есть киношкола — лишь один из аспектов деятельности вашего продюсерского центра «3Q-cinema» в Нижнем?

— Все верно. Мы сейчас как раз готовим сводный портал по технике и актерам массовки, закупаем необходимое оборудование и транспорт. В планах на будущее — съемки собственных проектов. Но киношкола пока в приоритете — все-таки кадры, как известно, решают все.

— Тогда давайте подробнее о киношколе. Какова ее сверхзадача?

— Мне бы хотелось подготовить крепкую команду для долгосрочной работы на ниве кино в Нижнем Новгороде. Команду, которая не только станет надежной принимающей стороной и будет на должном уровне обслуживать проекты, заезжающие на съемки из другого региона, но и сможет работать над разработкой собственных фильмов.

— Чем ваша киношкола будет отличаться от других киношкол?

— Моя методика — интерактивное линейное кинообразование. В рамках общего курса я дам сведения по всему циклу заявленных дисциплин — таким образом, каждый сможет подобрать для себя подходящую специальность. Для лучшего усвоения материала слушателям будут предложены различные форматы заданий, в том числе групповых.

Отдельное внимание буду уделять ораторскому мастерству — от того, кто, что и насколько внятно донес до коллеги, зависят график и слаженность съемки. Мы знаем, что зачастую минуты простоя стоят тысячи и тысячи долларов. Я готовлю целый блок занятий по моделированию ситуаций на съемочной площадке: кейсы со схемами, вводными, различными форс-мажорами.

Кроме того, я с большим уважением отношусь к опыту московских киновузов, практикующих интегрированный психологический подход к обучению будущих кинематографистов, и собираюсь применять его в своей киношколе. Видите ли, проблема психологической неподготовленности к работе в кино — одна из самых острых. Сегодняшний киношник зачастую не человек по призванию, а тот, кто пришел на площадку удовлетворить свои амбиции и покормить свои комплексы, тянущий одеяло на себя, жаждущий признания, а не достижения общей цели. Люди должны трезво видеть себя и свои перспективы в той или иной профессии.

Многие люди, попав в кино, просто выгорают. Именно поэтому я провел анкетирование на психологическую готовность претендентов к обучению и тщательно отобрал людей по результатам этого тестирования.

Ну и, наконец, мы будем снимать учебные проекты. Каждый сможет получить опыт работы «в поле», примерить на себя различные роли.

— Звучит впечатляюще. Но что на выходе получат ваши студенты? Будет ли у них какой-либо диплом, трудоустройство?

— Что касается диплома — да, безусловно. В данный момент мы занимаемся получением лицензии, которая даст нам право на вручение выпускникам «корочек». Киношкола открылась при поддержке администрации Нижнего Новгорода и нижегородского министерства культуры, поэтому все это будет официально, безусловно. Вопрос в другом: по большому счету, дипломы и корочки сейчас никому не нужны, все завязано на том, как ты себя продашь, подашь и будешь нести. Знакомства и пробивной характер — вот два залога успеха, никак не «корочки», поймите.

Что до трудоустройства, как я уже говорил на мастер-классе (открытый мастер-класс киношколы прошел 15 декабря в киноцентре «Рекорд». — Прим. ред.), гарантий дать не могу. Единственная гарантия, которая безусловна: те слушатели, которые действительно окажутся достойными, попробуют себя в короткометражном фестивальном кино. Эту возможность я дам гарантированно.

— В анонсах программы киношколы вы говорите о мастер-классах столичных специалистов — продюсеров, режиссеров, операторов. Как часто вы планируете их приглашать и смогут ли на эти мастер-классы попасть те, кто не обучается в киношколе?

— Такие мастер-классы планируется проводить раз или два в месяц. Для студентов киношколы вход на них будет свободным, однако и вольные слушатели также смогут туда попасть. Надо будет лишь записаться через наш сайт. Приглашенные именитые специалисты — это возможность показать масштаб и перспективы кино, в том числе и нижегородского, дать слушателям возможность понять, как действуют механизмы большой киноиндустрии.

— Есть у вас в Нижнем конкуренты?

— Если вы говорите о конкурентах в плане съемок, то в регионе есть компании, работающие в той же сфере, однако специфика их работы несколько иная. Мы, безусловно, налаживаем с ними связи и будем сотрудничать, ведь дело-то общее. В случае заезда больших проектов будем объединять ресурсы. Если вы спрашиваете про киношколы, то здесь стоит выделить Приволжскую медиашколу, а также образовательную программу «Продюсерство» в Мининском университете. От них, кстати, мне уже поступило предложение о сотрудничестве.

— А как складываются у вас отношения с местными административными органами?

— Отношения с, как вы говорите, «административными органами» у нас сложились уже давно — во время работы на «Методе». Нам всячески содействовали, помогали, за что я бесконечно благодарен.

Надо сказать, когда я решил закрепиться со своей «3Qcinema» здесь и прощупывал почву для создания киноиндустрии и открытия киношколы, я столкнулся с некоторым сомнением и недоверием со стороны властей. Мне отвечали: «Ну, попробуй». Это меня никоим образом не останавливало и не останавливает. Это моя московская ментальность, у меня есть вера в себя и в то, что я делаю, и я вижу, что способные нижегородские ребята готовы идти за мной в этом направлении.

— Вы уже сформировали нижегородскую команду?

— Да, на сегодняшний день образовалась команда из нижегородских коллег, которые поверили в мое дело, причем, на удивление, это не только те нижегородцы, с которыми я работал на нижегородских проектах.

— И, наверное, последний волнующий всех вопрос: есть ли перспективы у Нижнего Новгорода в 2015 году в плане съемок столичных проектов?

— Ну, скажем так: есть информация, что сюда должны заехать сразу несколько проектов. Больше пока ничего не скажу.

— Спасибо за интервью, Денис, с интересом будем следить за новостями о ваших проектах и за развитием нижегородской киноиндустрии!

Дарья Нелишняя

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter