«Как я стал тренинг-менеджером»: от администратора магазина до главного специалиста

Интервью
«Как я стал тренинг-менеджером»: от администратора магазина до главного специалиста
«Как я стал тренинг-менеджером»: от администратора магазина до главного специалиста
27 октября, 14:01Фото: Александр Гурылев
Как вы думаете, где хотят работать молодые специалисты? Часто поколение Z делает выбор в пользу digital-корпораций, банков, энергетических компаний.

Хотя в плане карьерных возможностей, интересных проектов, внедрения инновационных решений посоперничать с классическим банковским сектором, а в некоторых моментах и с технологическими монстрами сегодня готов ритейл. Причём замкнутый круг «нет опыта — поиск работы — без опыта никуда не берут» не проблема. Чтобы вырасти в руководителя и добиться профессионального успеха, необязательно иметь диплом престижного вуза или внушительный послужной список. Двадцатишестилетний тренинг-менеджер торговой сети «Пятёрочка» Александр Гурылев рассказал NewsNN, как вначале работал администратором в магазине и разгружал овощи, а теперь отвечает за обучение целого филиала — его тренинги посещают около 600 человек.

Почему я не хочу в Москву

С двух лет я жил в Вичуге — это маленький город в Ивановской области с населением около 33 тысяч человек. Там получил первое образование — технолог пищевого производства, а в следующем году планирую поступить на заочное — в филиал Московского государственного юридического университета, хотя уже 6 лет живу в областном центре. Иваново называют городом невест, но я пока не женат. До армии какое-то время жил в Москве, но это вообще не моё место — пока сходишь в магазин за продуктами, пройдёт полдня. Большие расстояния и очень много суеты.

Некоторые переезжают в Нижний Новгород, от Иваново всего 4 часа на машине. Нижний — очень красивый город, но, если сравнивать цены, стоимость жилья и так далее, то в Иваново жить намного выгоднее. К тому же у меня здесь работа. Хотя у нас в компании можно оформить переезд — и устроиться на схожую позицию в другом регионе.

«Пятёрочка»

Перед тем как устроиться в «Пятёрочку», я четыре года работал в других торговых сетях. Пробовал себя в разных отраслях и даже был дизайнером в мебельной фирме: в 3D-программе создавал интерьеры комнат, квартир. Мы прорисовывали не только предметы мебели, но и все детали — вплоть до дверей, окон, штор и декоративных статуэток. Чтобы заниматься этим, прошёл специальное обучение внутри компании.

Но затем я решил снова вернуться в продуктовый ритейл, потому что был знаком со многими процессами и хотел развиваться именно в этом направлении. Разместил своё резюме на hh — мне позвонили из «Пятёрочки» и пригласили на собеседование на должность администратора магазина. До этого о «Пятёрочке» слышал разное — и плохое, и хорошее — впрочем, как о любой компании. Но в итоге всё оказалось просто слухами, мне есть с чем сравнить — это не первая моя работа в торговых сетях. Например, в «Пятёрочке» за сроком годности товара следят гораздо жёстче. Родные и близкие меня поддержали, сейчас вот друг планирует переходить к нам на позицию директора.

Почему директору приходится много работать

Сразу ставил цель — развиваться дальше и становиться директором магазина. Конечно, мотивировала и финансовая сторона, так как хочу приобрести собственное жильё. Администратором я проработал 2 месяца. Этого времени хватило, чтобы супервайзер (сотрудник, который руководит несколькими магазинами) заметила меня и мои результаты и предложила вакансию директора. Я сдал тест, прошёл собеседование с начальником отдела продаж и возглавил магазин.

Конечно, эта работа сильно отличалась от того, что я делал на позиции администратора, который отвечает только за одну смену. Директор же распределяет задачи на весь магазин, готовит его к ревизии, делится важной информацией с сотрудниками, работает с новичками, следит за выкладкой товара на полках, занимается документами. Но это не значит, что весь день я сидел в кабинете и раздавал указания, нет. Контролировал торговый зал, помогал коллегам с выкладкой, бывало, что и картошку разгружал. В первом магазине, где работал, кроме меня был ещё один мужчина, во втором — только я. Нельзя же девчонок заставлять таскать тяжёлые коробки. Вообще директор работает больше, чем продавцы — и это правильно. Как-то я проверил за день больше 4 тысяч ценников, 90% всего магазина, это был рекорд. Что бы ни происходило вокруг, какие бы сложности ни возникали, на моё настроение это не влияло. Иначе сотрудники будут считывать настрой руководителя, тоже нервничать и переживать.

Кто такой тренинг-менеджер?

Вообще, профессию тренинг-менеджера можно сравнить с профессией преподавателя. Меня даже с Днём учителя поздравляют. Разница в том, что преподаю не детям, а взрослым — продавцам, администраторам, заместителям директоров, директорам магазинов, супервайзерам. В среднем на тренинги приходят от 100 до 200 человек в месяц, всего в нашем кластере 600 сотрудников.

Когда предыдущая тренинг-менеджер уходила на повышение, то предложила мне пройти собеседование на свою должность. Проходило оно в несколько этапов. Нужно было самостоятельно выбрать тему и провести получасовой тренинг. Поначалу за мной наблюдал наставник, я делал различные отчёты, проходил специальные курсы. Для повышения нужно было показать отличное знание бизнес-процессов компании, умение структурировать информацию, преподносить её в доступной форме коллегам, также требовались ораторские и коммуникационные навыки, грамотная речь.

У меня много задач: рассказывать персоналу про что-то новое, что появляется в компании, готовить к вышестоящим должностям (например, продавца — к должности администратора, директора — к работе супервайзера и т. д.), работать с новичками, чтобы они успешно адаптировались. Важно в самом начале всё объяснить и показать человеку, так он будет заинтересован в успешной работе. Кроме того, меня могут попросить разобрать какой-то западающий бизнес-процесс. К примеру, если в магазине высокий процент потерь, то выезжаю на место и мы с директором общаемся и выявляем причину. Ещё бывает ситуация, когда человек увольняется. Тогда звоню, узнаю причину, и мы ищем компромисс. Иногда человек просто недополучил необходимую для работы информацию. Тогда мы общаемся с директором, разбираемся в ситуации, при необходимости ставим обучение. Это помогает сохранить сотрудника в компании.

Тренинги

На тренингах надо быть готовым ко всему — вопросы задают любые, нужно отвечать. Мне помогает опыт, полученный в магазине, — знаю процессы изнутри, поэтому могу ответить с ходу почти на любой вопрос. Если же я не знаю ответ, то обязательно уточню и вернусь к сотрудникам с обратной связью. Большинство тренингов из-за пандемии сейчас проходят онлайн, если это очное занятие, то в маленьких группах, до 6 человек. Так мы не нарушаем дистанцию и уделяем внимание каждому.

Тренинги делаем сами, например, сейчас с коллегой из Рыбинска готовим очный тренинг по NPS (это метод, оценивающий лояльность гостей к компании), чтобы сотрудники знали и понимали его важность. Набросок готов, рассчитываем, что длиться обучение будет часов пять. Во время тренингов спрашиваю, что люди уже знают по теме, анализирую, даю недостающие знания — и потом всё это закрепляем на практике. Бывает домашнее задание — тест или опрос, как в школе. Говорю же, сходств с профессией учителя много. В месяц получается от 10 до 20 таких тренингов на разные темы.

О достижениях

Моё основное достижение на сегодня — это то, что я стал тренером. Такую должность занимаю впервые — я пришёл практически с нулевыми знаниями, но сейчас уже уверенно справляюсь со своей работой. Однако расти ещё есть куда — бывают сложности, тогда я обращаюсь за помощью к более опытным коллегам. В будущем планирую разработать свой образовательный проект, который можно будет реализовать в других регионах, где есть «Пятёрочка». Пока думаю над идеей, но надеюсь на его успешность — за время работы я убедился, что руководители открыты к новым идеям даже от рядовых сотрудников.

Как мы ставили рекорд Гиннесса

Помимо обучения для сотрудников, у нас проходят корпоративные мероприятия. Звучит формально, но на самом деле это хорошая возможность узнать, кто работает рядом с тобой, познакомиться поближе. Так, в этом году я участвовал в «Турбостартах». Это спортивные соревнования для всех сотрудников компании. Наш кластер стал вторым в макрорегионе, и мы получили денежный приз на командообразующие мероприятия — провели квест со множеством заданий, мастер-класс по лепке пиццы, боулинг и чаепитие.

Ещё одна вещь, которая действительно запала мне в душу, — это установленный нашей, уже федеральной, командой мировой рекорд Гиннесса™. Представляете, более 600 человек в прямом эфире присоединились к онлайн-тренировке. Никогда раньше таких масштабов и такой вовлечённости не встречал. Теперь у меня на работе на стене висит официальный сертификат из Лондона.

Фото:Александр Гурылев

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter