Александр Сериков: О дальнейшем развитии «Рождественской стороны» и новой жизни Стрелки

Александр Сериков: О дальнейшем развитии «Рождественской стороны» и новой жизни Стрелки

Александр Сериков: О дальнейшем развитии «Рождественской стороны» и новой жизни Стрелки
Интервью

27 января 2017, 15:16
Александр Сериков: О дальнейшем развитии «Рождественской стороны» и новой жизни Стрелки

Руководитель «Рождественской стороны» Александр Сериков рассказал в интервью NewsNN об истории создания проекта. Он также поделился своим мыслями по поводу дальнейшего развития второй пешеходной улицы Нижнего Новгорода. Отдельно Александр Алексеевич остановился на проблемах формирования туристической привлекательности приволжской столицы.

Александр Алексеевич, хотелось бы начать с небольшой ретроспективы. Как родилась идея проекта «Рождественская сторона»? Кто стоял у его истоков? Каким он задумывался, и что получилось в результате?

Впервые идея создания на этой территории какого-либо проекта была озвучена в конце 2010 года. Она принадлежит Олегу Кондрашову и Олегу Сорокину, стоявшим тогда во главе города. Мне было предложено стать руководителем этого проекта, и я начал разрабатывать его концепцию, привлекая к этой работе творческих людей. Среди них были Семён Подкар, Александр Малафеев и Дмитрий Кузин.

Мы подготовили концепцию и представили ее на рассмотрение руководству Нижнего Новгорода. Получив одобрение на городском уровне, проект был показан и главе региона. Губернатор, в принципе, поддержал концепцию, однако на этом взаимодействие с областными властями закончилось. То есть далее проект развивался исключительно как городской.

Была сделана концепция проекта планировки, определены границы территории «Рождественской стороны» площадью 100 гектаров: от Канавинского моста до Чкаловской лестницы, от берега Волги и Оки до бровки набережной Федоровского, от улицы Добролюбова и Ильинской до бровки кремля. Получив этот документ в качестве правоустанавливающего, начали реализацию проекта. Во-первых, были созданы пять проектных линий. Первая линия предполагала приведение в надлежащее состояние всех 127 объектов, находящихся на данной территории, в том числе 66 объектов культурного наследия. Вторая линия предусматривала создание улицы Рождественской в качестве пешеходно-проездной, что, собственно, у нас и получилось практически в полном объеме.

Также было создано муниципальное автономное учреждение культуры «Рождественская сторона», которое начало реализовывать планы по реализации третьей проектной линии «Рождественская сторона – территория большого праздника». По прошествии времени, я удовлетворен тем, какое громадное количество мероприятий нами было осуществлено. В городе появился новый праздник – день улицы Рождественской.

Четвертая проектная линия называлась «Рождественская сторона – территория гостеприимства». Перед нами стояла задача взаимодействия с ресторанами, гостиницами, хостелами — для того, чтобы сюда приезжало как можно больше людей. Частично это у нас получилось: если в 2010 году здесь было 32 ресторана и кафе, то сейчас их — 42. Гостиницы и хостелы смогут одновременно разместить около 500 гостей.

Последняя проектная линия — «Рождественская сторона – территория лучших муниципальных практик». Эта задача была решена нами только частично, хотя сам проект и был признан лучшей муниципальной практикой Всероссийским советом местного самоуправления.

Определив проектные линии, мы приступили к благоустройству. За счет городского бюджета была сделана ливневка, заменены некоторые участки водопровода, канализации. Заново было проложены электросети и телефонный кабель. Осенью 2011 года мы торжественно открыли часть Рождественской от улицы Широкой до площади Маркина. К 2013 году была благоустроена вся территория улицы. Собственники зданий и помещений выделили деньги на ремонт фасадов. Таким образом, мы получили улицу, не уступающую по красоте и благоустроенности Большой Покровской.

Подводя итог, скажите, все ли у вас получилось при реализации проекта?

На самом деле, сделать не удалось значительно больше, чем планировалось. Например, нам хотелось бы иметь на «Рождественской стороне» большее количество музеев и выставочных залов. Хотя сказать, что эта проблема совсем не была нами решена, я не могу. У нас появились детский музей «Эйнштейниум», галереи Futuro и Блиновка, арт-клуб «Маяковка, 10». Очень важно, что появилась новая интересная экспозиция у Зачатской башни. При этом, как мне кажется, есть смысл поработать над концепцией использования самой башни. Могло ли музеев быть больше? Думаю, что могло. К сожалению, нам не удалось решить эту задачу.

Мы не смогли задействовать все ресурсы этой территории. Например, у нас есть такой важный ресурс как улица Кожевенная, где в начале XX века располагалось девять ночлежек для бедноты. Максим Горький писал свою знаменитую пьесу «На дне» именно с них, а не с ночлежного дома Бугрова – у этого купца были заведены совершенно другие порядки.

И что бы вы хотели видеть на улице Кожевенной сейчас?

Там я хотел бы создать музей быта «нижегородского дна», а если точнее – «музей босяка». Дом №10 пока принадлежит муниципалитету, вот в нем бы я и отразил все «прелести» ночлежной жизни.

Получилось ли сделать «Рождественскую сторону» общегородским культурно-досуговым центром?

На мой взгляд, поставленная перед проектом цель – создание территориального культурно-досугового центра – была выполнена на «четыре с плюсом». В Нижнем Новгороде появилось новое популярное место. Но сейчас на первое место я бы поставил другую задачу – развитие туристической привлекательности «Рождественской стороны». Городские власти ставят перед собой амбициозную — цель двукратного увеличения туристического потока. Я считаю, что такое место как улица Рождественская, могло бы стать катализатором в деле достижения данной цели.

Сейчас я готовлю свои предложения для областного и городского руководства, а также бизнес-сообщества по повышению привлекательности этой территории.

Поделитесь своими идеями на этот счет с нашими читателями?

В частности, я размышляю об использовании инструментов налогового регулирования для привлечения интереса собственников зданий и помещений. Одна из задач – это архитектурная подсветка зданий, находящихся на улице Рождественской. Света, который создан в рамках проекта, недостаточно для того, чтобы вечером и ночью улица выглядела привлекательно. Те здания, на которых есть такая подсветка, смотрятся более выигрышно по сравнению с неосвещенными. К примеру, сейчас в доме №1 на улице Ильинской планируется создание музея охоты. Подсветка там сделана очень удачно. По сравнению с этим зданием темные башни кремля выглядят не лучшим образом.

Вы отметили, что за годы реализации проекта на улице Рождественской появились новые объекты, относящиеся к индустрии гостеприимства, открылись новые предприятия общественного питания. А как изменилось состояние транспортной инфраструктуры?

Улица получилась, в конечном итоге, пешеходно-проездной. Я считаю, что это оправданно, также как и введение платных парковок. Автопарковка на 80 мест появилась рядом с Канавинским мостом. Удалось также сделать еще одну полосу движения рядом с речным вокзалом, благодаря чему там теперь возможен поворот налево. Вот, наверное, и все, что у нас получилось. Наши планы по строительству многоярусных парковок не были реализованы.

Кстати, а что стало с планами возрождения речного трамвайчика?

На мой взгляд, тема реки и речного транспорта для нашего города очень актуальна. Количество судов, пребывающих в Нижний Новгород, не увеличивается. Думаю, что благодаря той работе, которую планируется провести в 2017 году на набережной, возможность увеличения приема судов у нас появится.

Что касается речного трамвайчика, то это не столько транспортное, сколько прогулочное судно. Здесь нужно думать над тем, как привлечь владельцев частных судов для того, чтобы можно было катать пассажиров вдоль берегов Оки и Волги. Правда тут есть одна проблема: когда вы находитесь хотя бы в ста метрах от берега, высокая причальная стенка не дает видеть первые этажи зданий.

Как обстоят дела с трамвайным движением на самой улице Рождественской?

Трамвай используется в качестве туристического вида транспорта. Популярность его различна в разные периоды. Например, в День улиц Рождественской мы пустили шесть рейсов вместо четырех, однако каждый раз в трамвае не хватало сидячих мест. К сожалению, в прошедшие новогодние праздники наши трамваи ходили практически пустыми из-за низких температур.

Вы сказали, что одной из границ «Рождественской стороны» является Канавинский мост. А входит ли в ее состав улица Черниговская?

Предложения о ее включении в проект звучали неоднократно, но пока она так и не вошла в состав «Рождественской стороны». Сейчас со стороны нового куратора туризма в Нижнем Новгороде поступило предложение о расширении границ проекта. Идея эта не нова – об улице Ильинской говорил еще Кондрашов.

Постепенно новым городским социально-культурным центром становится территория бывшего завода в Почаинском овраге. Она развивается в рамках «Рождественской стороны»?

Территория завода «Почайна» входит в рамки нашего проекта. Директор завода Александр Прок, обдумывая варианты поднятия коммерческой эффективности от использования своих помещений, пришел к выводу, что творческие индустрии могут быть ему в этом полезны. Он привлек хороших специалистов-энтузиастов, с помощью которых удалось провести большое количество культурных мероприятий. Я приветствую его деятельность, ставшей реакцией на ту работу, которая была сделана нами в рамках проекта «Рождественская сторона». Дай бог, чтобы у него все получилось.

Александр Алексеевич, вы стали активным участником дискуссии, развернувшейся вокруг судьбы Стрелки. Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития бывшей портовой территории? Что бы вам хотелось там видеть?

Я бы хотел, чтобы сейчас были приняты решения о сохранении всех объектов Стрелки, имеющих историко-культурную ценность. Я говорю о том, что могло бы привлечь людей. Прежде всего, это пакгаузы и бомбоубежище. Во-вторых, мне хотелось бы, чтобы областное руководство, которому принадлежит данный имущественный комплекс, нашло инвесторов, способных уже в 2017 году провести на территории Стрелки необходимую работу.

В-третьих, я считаю, что областное правительство должно заказать профессиональную концепцию развития территории, начиная от Московского вокзала и заканчивая Стрелкой. Ярмарка должная стать более активным центром нашего города.

Вопрос жизни Стрелки после чемпионата мира по футболу для нижегородцев очень актуален. Спустя несколько лет после проведения на стадионе матчей мундиаля, он не должен быть демонтирован. К сожалению, проект планировки, утвержденный региональными властями, не учитывает ничего из того, что я сказал.

Стрелка – это очень важное место, некоторые даже называют его «сакральным», здесь встречается Восток и Запад.

Как вы воспринимаете демонтаж портовых кранов, стоявших на Стрелке?

Я считаю это большой потерей. Краны могли бы стать украшением территории. Теперь остается надеяться лишь на то, что губернатор и правительство очень творчески отнесутся к задаче развития данного места. Авторы нового проекта должны будут решить вопрос привлечения людей на эту территорию. Ведь ветра никуда отсюда не исчезнут, поэтому над привлекательностью Стрелки нужно очень серьезно подумать.

Текст: Сергей Котовский, фото: Кира Мишина.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter