«Они живут для высшей цели». Разговор с антропологом о современных старообрядцах
Интервью

«Они живут для высшей цели». Разговор с антропологом о современных старообрядцах

26 ноября 2020, 13:14Светлана ПоповаPhoto: Андрей Грибов
В этом году исполнилось 400 лет со дня рождения протопопа Аввакума Петрова, яростного противника реформ патриарха Никона, которые в свое время раскололи страну. И Никон, и Аввакум были уроженцами Нижегородской области. Примечательно, что наш регион впоследствии стал едва ли не главным центром старообрядчества.

Почему произошел этот раскол? Как жили старообрядцы в царской России, при Советах, и как живут сейчас? Эти вопросы NewsNN задал антропологу, автору проекта «Кержаки» Маргарите Алмазовой.

Маргарита Алмазова
Photo:Назим Дервиш

Что такое раскол?

Раскол — очень сложная тема, сейчас интерес к ней возрастает. Само событие произошло в XVII веке, но предпосылки были и ранее. Во времена царствования Алексея Михайловича (Тишайшего) был организован кружок «ревнителей древнего благочестия», который занимался вопросами веры и устранения ошибок в церковных книгах. Книжная справа — редактирование богослужебных книг — одна из причин раскола (разница переводов, ошибки при переписывании и пр.).

Староверы не приняли нововведений
Photo:Светлана Шуга

Суть раскола в том, что патриарх Никон предложил принять греческий устав, который был сформирован гораздо позднее, чем византийский. Русь была крещена, унаследовав именно второй. Но Византия пала под натиском Османской империи, и как таковой церковный устав сохранялся только на территории Руси. Но был еще и греческий устав. Греки придерживались несколько иных канонов, также называя себя православными. Вот их традиции и предлагал принять Никон.

Расхождения касались следующий ритуалов: на Руси ходили «по солнцу», по новому уставу — против солнца, на Руси говорили два раза «аллилуйя», греки — три. Крестились двумя перстами, а по новому уставу надлежало — тремя. «Исус» писали с одной «и», а стали с двумя — «Иисус». Эти и другие догматические вещи — еще одна причина раскола. Нужно понимать, что для религиозных людей «раскол”- одно из самых страшных событий в жизни.

Почему сейчас такое внимание к расколу? Потому что сейчас схожее время — время, когда одно отмирает, и на смену ему приходит другое. Перемены не могут не волновать. Мы в входим в новую цифровую эру, не осознав еще своего положения, статуса и места в жизни.

Город Семенов, церковь Николая Чудотворца
Photo:Андрей Грибов

Из каких сословий были старообрядцы?

До середины XVII века иных правил веры в России не существовало, поэтому и все сословия, все русские были, по сути, старообрядцами. Простой, малограмотный, народ, как правило, быстрее привыкал к изменениям. Старую веру сохранили в основном более образованные слои населения.

Старообрядцы сберегли немало знаний и ремесел. Хохлома, мстера, палех, павловопосадские платки — многие были сохранены общинами старообрядцев.

Почему старообрядцы бежали в Семенов?

Старообрядцы бежали не только в Семенов, но и в другие места. Просто Нижегородская область — один из главных центров. Первая причина этого — наличие огромного лесного массива и малоплодородных почв, которые никто не обрабатывал. До старообрядцев на нижегородской земле было много разбойников и беглых стрельцов. Территории были малообитаемые, опасные.

Керженские леса надежно защищали от лишних глаз
Photo:Светлана Шуга

Вторая причина — пришедшие сюда соловецкие монахи-раскольники. По факту не было священников, они были упразднены. И вдруг здесь, спустя 8 лет после раскола, появляются монахи, которые ведут службы и собирают соборы.

Почему это так важно?

Монахи скрывались, бежали, на одном месте долго не жили. Зная это, люди пытались сюда прийти и быть ближе к ним. Старообрядцы считали, что наступило «последнее время», что двурогий Антихрист пришел (кстати, Петра I в книгах так и называли — «антихрист»). Бросали свои дома, бросали хозяйство и уходили к тем, кто мог их причастить, исповедать, перекрестить в последний путь.

Бабушки-староверки
Photo:Андрей Грибов

Было эсхатологическое мышление. Люди от страха уходили, как им казалось, в сакральное место. Это если говорить очень обывательски.

Сколько скитов было около Семенова?

Больше 100 скитов было на Керженце. Точно мы знаем 90, но на самом деле было больше, потому что 1-2 домика — тоже считались поселением.

Один из керженских скитов, современный вид
Photo:Андрей Грибов

Скит — это где живут именно монахи или вообще, верующие?

Вообще. Но там должна быть идейность какая-то. Если идейности нет — это просто деревня. В скиту все-таки люди соединяются не по географическому принципу, а по идеологическому.

У скитов была особая планировка, чтобы не допускать чужаков: ограждения, радиальная стройка. Скит — это несколько келий или отдельный монастырь. Скиты могли быть очень большими. Например, Оленевский скит насчитывал пять кладбищ. Мы можем делать вывод, что поселение было большим и имело несколько обителей. В Комаровском скиту было до 2 тысяч насельников — очень большое поселение.

Они сохранились до наших дней?

Многие скиты просуществовали очень долго. Последний скит был разрушен в 40-е годы ХХ века. Еще в 1932, 1938 можно было еще найти остатки скитов. Литераторы, путешествуя по Керженцу в начале века, описывали скиты: Мельников-Печерский, Короленко, Зинаида Гиппиус. Фотограф Дмитриев приезжал.

Сейчас у нас (в Заволжье, — прим. ред.) действующий Малиновский скит, бывший Бугровский монастырь. В нем проходят служения древлеправославного толка. Еще момент такой: есть поповцы, есть беспоповцы. Вот Малиновский скит — священнический. Но есть очень много старообрядцев, которые считаются беспоповцами. Они не приемлют священства после раскола. Они также ведут службы. Занимаются издательским делом, это очень серьезная организация.

Photo:Андрей Грибов

Каким образом старообрядцев преследовали?

Было три волны гонений: «Питиримово зорение», «Мельниково зорение”и «зорение большевиков». Запреты были всегда. Жители деревень помнят, как во времена советской власти запрещали ставить детей на клирос: «молитесь, но детей туда не заводите». В результате такого давления разрывается связь, преемственность. Те дети, которые выросли на клиросе, они знали церковное пение, а те, которых сняли, уже не могли его усвоить. Но многие общины прятали детей на клиросе. Там специально делали ниши, чтобы их оставлять. Или на клирос заходило до 60 человек — чтобы не было видно детей.

Малиновский скит (действующий)
Photo:Светлана Шуга

То есть были проверки?

Они и до советской власти были. Например, чиновник Мельников-Печерский запрещал обновлять часовни. Вот крыша начала протекать, ты ее подремонтировал, тебя уже могли осудить. Это было запрещено.

Пару слов про Мельникова-Печерского? Он прибыл сюда для борьбы со старообрядцами?

У него в Семенове похоронена мать, его дедушка владел землями на территории Семеновского уезда. Он хорошо знал эти места и чувствовал культуру этого места, эту особенность. Он ходил в церковно-приходскую школу, потом выучился в Казанском университете и стал чиновником. Он ездил с ревизиями по скитам, препятствовал тому, что мы называется «принимать постриг». Описывал эти скиты, зорил (разорял) — вывозил ценности, иконы.

Мельников-Печерский писал, что старообрядцы сами по себе никакого вреда государству не несут. Но вот эта необустроенность, неучетность, их полулегальная деятельность — она препятствует стройному устройству государства. Ведь под маркой старообрядцев в леса уходили разные люди: разбойники, воры. От паспортов они отказывались, их было трудно найти. Ушел дезертир из армии, а тут — старообрядческая деревня… Подробное описание работы Мельникова можно прочесть в «Отчетах о современном состоянии раскола».

Служба в церкви Николая Чудотворца, город Семенов
Photo:Андрей Грибов

Книги «В лесах» и «На горах» можно считать документальной?

Книги очень интересные, написаны на реальных событиях. Благодаря Мельникову-Печерскому мы знаем культуру, песни, одежду, факты. У него описаны реальные деревни. Конечно, это литературное произведение, но сохранилось много документов, даже есть карты скитов с домиками. Не было бы этого чиновника-писателя, мы бы многое не узнали.

Пасхальная молитва.
Photo:Светлана Шуга

Как жили старообрядцы в скитах?

Как и сейчас — в трудах и молитве, если это монахи. Единственное, что не было у них специальных помещений. Фактически, они жили в лесу, как Агафья Лыкова. Почему она так интересна? Можно представить, как жили люди один на один с природой, в тайге. Она являет собой стойкость, позитив. Удивительно, но в глазах нет ни капли уныния.

Photo:Андрей Грибов

Чем старообрядчество еще уникально: с них сняли анафему только в XX веке. А до этого 300 лет они не растерялись, не потерялись, а дошли до наших дней со своими традициями, обрядами, со своей церковностью. Это уникальное явление. Люди сохранили общину и уставы по зову души.

Еще одна уникальность — те, что узнал про старообрядчество, уже не могут делать вид, что этого не существует. Эта тема затягивает. Она заставляет искать, копать, дальше углубляться в свои корни, заставляет думать.

В советское время на фоне общих гонений про них даже как-то позабыли. Они воспринимались как глухая старина. А верующих было не меньше. В годы войны озеро Светлояр было черное от платков, оно считалось такой старообрядческой святыней.

По легенде, на дне Светлояра находится древний град Китеж, который ушел под воду
Photo:Светлана Шуга

Я слышала, что люди ползали вокруг озера на коленях — это действительно так?

Они давали обет и оползали вокруг озера, чтобы спасти своих сыновей, мужей, отцов. Очень многие приезжали на Светлояр, именно с целью дать обещания, обеты. Молились в лесу, больше было негде. Такой лесной алтарь. И они воспринимали это не как озеро, а как храм. Вообще эту легенду об озере Светлояр записали старообрядцы-бегуны и на соборе ее зафиксировали. Так что это был крестный ход вокруг храма, вокруг святого града. И тоже по часовой стрелке.

Сейчас вокруг святого озера оборудованы специальные дорожки, верущие и по сей день обходят озеро по кругу
Photo:Светлана Шуга

Как живут старообрядцы сейчас?

Конечно, это современные люди. Со своими желаниями, мыслями. Но они живут не для себя, а для какой-то большой цели. В век, когда люди думают о теле и материальном, старообрядцы занимаются тем, что на них лично никак не скажется. Я не хочу сейчас имена называть, но сейчас мы таблички на святых местах реставрируем — куча людей дали деньги, поехали их устанавливать. Что их толкает — я не знаю. Очень многие занимаются домашним хозяйством — ну это вообще всем православным свойственно.

В каких отношениях с РПЦ?

В самом начале ХХ века император Николай даровал людям свободу вероисповедания. Старообрядцы могли больше не скрываться.С этого момента их отношения с РПЦ выстроились как абсолютно спокойные, без критики и давления. Множество старообрядцев перешли в РПЦ в виду того, что совершались браки — венчание.

Как относятся к абортам, сексу до брака?

Старообрядцы — это христиане, поэтому отношения до брака и аборты — запрещены. Все заповеди должны соблюдаться строго.

А тату, пирсинг?

В этом вопросе я не разделяю старообрядцев и РПЦ, так как мнение едино: человек не может менять свой облик. У старообрядцев эта тема наиболее строгая: нельзя брить бороды, стричь волосы, красить ногти. И, соответственно, нельзя делать татуировки и пирсинг.

Соцсети тоже под запретом?

Социальные странички ведут многие старообрядческие общины. Они ведут активную социальную жизнь, выпускают газету, снимают фильмы. Как и все современные люди.

Photo:Маргарита Алмазова

И напоследок, какие объекты, связанные со старообрядчеством, можно посмотреть в Нижегородской области?

В Нижегородской области есть масса мест, связанных со старообрядчеством: действующий Малиновский скит, два больших храма в Нижнем Новгороде, а также керженские скиты, куда я вожу экскурсии. Последние — один из центров русского старообрядчества, почитаемый во всем мире.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter