Posted 23 июня 2015,, 14:46
Published 23 июня 2015,, 14:46
Modified 12 ноября 2022,, 14:53
Updated 12 ноября 2022,, 14:53
Вот уже второй год фестиваль курирует известных архитектор, сооснователь архитектурного бюро Wowhous Олег Шапиро. С ним мы поговорили о том, что изменилось за этот год, а также о роли, которую играет ART OVRAG в жизни города.
— В этом году фестиваль прошел под названием «Берега искусств». Что это означает?
— Главное экономическое достояние города — это ОМК (Выксунский металлургический завод, инициатор и спонсор фестиваля. — Прим. ред.), главное природное — огромные водохранилища, ранее использовавшиеся для металлургии, а теперь ставшие озерами. Мы оттолкнулись от этого факта и решили связать фестиваль с водными пространствами. Так, один из проектов реализован на берегу озера Лебединка — оно находится внутри городского парка. Несколько лет назад там был установлен один из самых успешных объектов на фестивале — единорог. Теперь рядом с ним появилась еще одна освоенная территория — там теперь располагается место для отдыха горожан.
— Этот фестиваль стал уже пятым по счету — первый ART OVRAG прошел в 2011 году. Что-то приурочено к юбилею?
— Да, мы организовали выставку лучших арт-объектов, к тому же начали реставрацию скульптурных и графических работ, которые мы считаем важными. Все-таки искусство, представленное на фестивале, — это искусство не очень дорогое. Единорог, например. Надо вызвать автора, Габора Соке, но, к сожалению, к этому фестивалю он не приехал. Будем договариваться.
— Вы курируете фестиваль второй год. Какие архитектурные проекты, реализованные в прошлом году, продолжили свое существование в этом?
— В этом году мы продолжили работу с проектом «Арт-двор», в рамках которого реконструируются и облагораживаются дворовые территории. Оценив опыт и ошибки прошлого года, мы сузили результирующую историю до одного двора. Потому как сама идея замечательная, однако управление процессом реконструкции, в рамках которого взаимодействует множество сторон — куратор, жители, администрация, помощники, — дело довольно сложное. Тем более для нас, на расстоянии. Кроме того, проект был большой и подробный и растянулся на большое количество времени. Конечно, все устали. В этом году мы подготовились тщательнее, заранее начали планирование, сократили время исполнения. И в этом году все успешно.
Также по сравнению с прошлым годом мы успешно реализовали проект с граффити. У нас прошел большой конкурс. Тема была заявлена рискованная: мы попросили выполнить работы на тему нижегородских народных промыслов. И получили довольно много интересных работ. С трудом нам удалось выбрать три из них, и теперь три городских фасада украшают эти граффити.
— Какое событие этого фестиваля вы бы назвали знаковым?
— Фестиваль этого года закончился 21 июня, а уже на следующее утро, 22-го числа, — 74-я годовщина начала Великой Отечественной войны. Поэтому накануне была проведена акция «Вальс на память». Из 6355 свечей — именно столько жителей Выксы не вернулись с фронта — была сложена карта города 40-х годов. И все это под звуки выпускного вальса, который так и не смогли дотанцевать выпускники июня 1941 года. Акция вышла не бравурной, а очень человеческой.
— Как, на ваш взгляд, ART OVRAG влияет на жизнь Выксы?
— Мне кажется, любое событие в маленьком городе, особенно такое интерактивное, как фестиваль, — это всегда хорошо. Это, если позволите, способ самоидентификации горожан. Ведь небольшой город обычно сильно расслоен, и в этом смысле такие нейтральные мероприятия — в области культуры, а не в социальной сфере и не в сфере экономики — служат для объединения общества.
— ART OVRAG — это фестиваль городской культуры. Какое значение вы вкладываете в это определение, как родился этот концепт?
— Современное искусство как часть современной культуры — вещь в России неочевидная. Не в столице — еще менее очевидная. Поэтому, чтобы смыслы были проницаемы, надо было в этот фестиваль сразу добавить что-то, что было бы интересно местным жителям. Так на фестивале появились уличные виды спорта, стрит-арт, стрит-еда, арт-двор и так далее. Все это прикладные вещи, интересные каждому горожанину — стрит-арт, например, это вообще социальная история. Все вместе это образует некую современную городскую культуру. И тогда мы говорим о том, что уличная культура и ART OVRAG как ее квинтэссенция — это способ эстетизации повседневности. Так появилось это название — фестиваль городской культуры.
— Существуют ли в России другие фестивали подобной направленности?
— С точно такой формулировкой — нет. Однако есть много других: стрит-арт, уличная еда, уличные театры и многое другое. Когда я стал заниматься ART OVRAG, для меня вообще было удивительно обнаружить, что, в общем-то, фестивальное движение в России на самом деле очень развито. В той же Выксе помимо ART OVRAG проходит еще несколько фестивалей, рядом, в Муроме, — тоже. Ведь в чем главный дефицит небольших городов? В отсутствии событий. И фестивали в этом смысле — отличная история. И чаще всего это инициатива местных жителей. Любой фестиваль — благо для города, потому как они всегда несут в себе объединяющую социальную функцию.
Галина Курочкина