Posted 23 марта 2021,, 11:22

Published 23 марта 2021,, 11:22

Modified 3 ноября 2022,, 19:14

Updated 3 ноября 2022,, 19:14

«Критика — это лекарство!» Юрий Лебедев о плохих ливневках, уборке снега и блогерстве

23 марта 2021, 11:22
Некачественная уборка снега, отсутствие ливневок и коммунальные аварии — вот извечные проблемы Нижнего Новгорода. NewsNN пообщался с бывшим мэром, а ныне депутатом регионального Заксобрания Юрием Лебедевым и узнал, как эти вопросы решались 20 лет назад и какие меры необходимо принимать сейчас.

«За плохую работу надо увольнять»

— Юрий Исаакович, наверное, вы согласитесь, что эта зима стала проверкой на вшивость. Рекордное количество снега, без конца падающие с крыш ледяные глыбы, дороги, которые не поспевают чистить. Жители ругаются — власти держат оборону. Помните свою самую тяжелую зиму во времена работы в мэрии? Как справлялись?

— По метеорологическим сводкам, с 1936 года столь сильных снегопадов не было. Самые большие — в 1936 году, в 2001 году (когда я работал мэром) и в 2021 году. Конечно, я ругался, когда в этом феврале стоял в пробках, не мог разъехаться с машинами из-за колеи и буксовал. В первую очередь мы ругаем тех, кто сегодня у власти. К ним вопросы есть. Особенно это касается работы домоуправляющих компаний. Если магистрали городская власть все-таки чистит, то с дворовыми территориями дела обстоят плохо. Я уверен, что это результат непродуманной работы по смене руководителей Нижнего Новгорода за последние десять лет.

За это время у нас было шесть мэров, то есть один — на полтора года. Могу сказать, что к работе мэра привыкаешь минимум год. Даже если до этого жил в Нижнем Новгороде. Целый год ты только знакомишься с основными проблемами города. Поэтому до вопроса уборки снега у глав просто не доходили руки. Все это время новую технику не закупали. Сейчас же администрация хочет взять в лизинг снегоуборочную технику на 1 млрд рублей. Мне понравилось, что власть среагировала. Но это должен был делать не мэр Юрий Шалабаев, а те пять человек, которые работали до него.

— В 2001 году снегоуборочной техники хватало?

— Тогда ситуация с техникой была другая. В то время больше стоял вопрос об организации работы. Люди хотели, чтобы около подъездов было чисто, чтобы можно было спокойно пройти на автобусную остановку, не матеря всех и вся. Проблемы были. И меня критиковали абсолютно правильно и справедливо. Один из журналистов даже написал тогда статью с названием «Лом застрял в снегу». Критиковать власть, конечно, надо, иначе мы не туда уедем. Но в целом мы справились.

— Совсем недавно вы озвучили причины плохой уборки снега. Вслед за вами это сделал и Шалабаев. Он даже намекнул на кадровые перестановки в районных администрациях. Как считаете, кого следует уволить после недобросовестной уборки и надо ли это вообще делать? Будь вы мэром, как бы поступили?

— Увольнять надо не за плохую работу во время снегопада, а за плохую работу вообще. Нужно комплексно смотреть на этот вопрос, здесь эмоции не помогут. Если мэр города видит, что какой-то глава района не справляется, и это в очередной раз подтвердила неудовлетворительная работа в снегопад, то с ним надо расставаться. Все руководители были в одинаковых условиях, техника отсутствовала. Пожалуй, Нижегородскому району пришлось тяжелее всего, поскольку там много узких улиц. И все же надо расставаться с руководителями, которые комплексно не справляются с должностными обязанностями. Все рычаги давления у руководителя города есть, начиная от косого взгляда и замечания на оперативном собрании, заканчивая выговором с последующим увольнением.

«Ненавижу ночные звонки»

— Что говорить, снега в Нижнем Новгороде очень много. Почти весь он складируется во дворах жилых домов. А ливневые канализации — наша известная беда. Когда снег растает, город уйдет под воду?

— Нижний не уйдет под воду. Показатели по количеству снега, конечно, опасные, но если природа сделает так, что ночью будут заморозки, а днем плюс, то мы спокойно пройдем паводковый период. Чтобы быть готовым ко всяким происшествиям, у нас есть министерство чрезвычайных ситуаций. А проблема с ливневыми канализациями, действительно, не решается десятилетиями. Фактически, ливневок у нас нет. Здесь нужно делать программу не возрождения, а строительства ливневок. Не чтобы машины с улиц откачивали воду, а чтобы она сама уходила в канализацию. Недавно открыли Светлоярский парк, но в нем нет ливневой канализации. Осенью и весной там затапливает дома. Людям некуда деваться. Руководитель города знает о серьезной проблеме с ливневками, он ею обеспокоен. Думаю, решение найдется.

— Еще одна напасть — коммунальные аварии. В морозы случалось по два-три прорыва труб в разных районах города. Такие проблемы неизбежны? Как они решались, когда мэром были вы?

— Аварии были, есть и будут. В этом ничего страшного нет. Там задвижка полетела, там труба лопнула. Нужно заниматься сетями, перекладывать и реконструировать их. Городское хозяйство большое, а времени и средств ему уделялось недостаточно. Я имею в виду инженерные сети, теплотрассы, котельные и канализацию. Но, к слову, за последние три года количество переложенных сетей «Теплоэнерго» сильно увеличилось. Благодаря этой работе мы зачастую и не замечаем аварии. Например, на Автозаводе была крупная авария на коллекторе, но жители ее даже не заметили, потому что коммунальщики профессионально сработали.

Где-то 35 лет назад серьезная авария была в Ленинском районе. Тогда весь Советский Союз ее устранял в сорокаградусный мороз. Заморозили полрайона. Таких аварий сейчас у нас нет. Думаю, что их и не будет. Со времен работы мэром я ненавижу ночные звонки. Если звонок ночью — значит в городе ЧП. Мне звонили только по большим авариям, по мелким — коммунальщики справлялись сами, но все равно сообщали, что такая проблема есть. Самое главное, чтобы люди не пострадали.

— Вы часто в соцсетях пишете, что чиновники молодцы, стараются. А раз стараются, то откуда столько жалоб? Читаешь Instagram, а там каждый второй комментарий злобный (дорогу не убрали, мусор свалили, дом затопило, прививку не сделали). Значит, не такие уж молодцы чиновники?

— За работу любого руководителя можно поставить две оценки: удовлетворительно или неудовлетворительно. Оценки хорошо, плохо, очень хорошо не подходят. Кроме того, если руководитель избирается населением, то оно ставит ему оценку, избирая на второй срок. Что касается меня, то там, где я вижу положительное, я говорю об этом. Наш город развивается, в него вкладываются деньги. Глупо говорить, что этого нет. По каждому району можно перечислить объекты, которые строятся или реконструируются. Но люди правильно делают, что критикуют власть.

У каждого человека своя личная проблема, которая для него самая главная. Если бабушке не почистили снег около дома, то она ругает ДУК или власть. Сейчас возможности людей в десятки или сотни раз больше, чем во времена моего мэрства. Сейчас от журналистов не спрячешься. Открываешь сети и видишь, что пишут губернатору, главе города и прочим. Власть должна быть под контролем населения. Главный носитель власти по Конституции РФ — народ. Без критики — никуда! Она как лекарство. Кто-то критикует по-хамски, кто-то зло, кто-то объективно. Все публикации власть читает и делает выводы, я вас уверяю.

«У меня собственное СМИ!»

— Во времена вашего мэрства Instagram в помине не было. Сейчас же складывается ощущение, что если тебя нет в соцсетях, то и проблему твою никто не решит. По-вашему, это нормально, что власти вышли в онлайн? Вам самому-то как в сети?

— Абсолютно правильно, что перешли в онлайн. Когда я начал работать мэром, была тяжелая ситуация — не хватало денег, задерживали зарплату, детские пособия. В течение года мы эти проблемы отрегулировали, решили. Затем началось строительство стадиона «Труд», театра «Комедiя», спортивного комплекса на Мещере и так далее. И вот я сижу в кабинете и думаю: «А все-таки я неплохо работаю!» Потом пришли мысли: «Да нет, что-то не так». И я догадался поехать во дворы заречной части без предупреждения. Я там столько шишек наполучал, столько проблем мне назвали, которые надо решать! Люди спустили меня на землю.

Я брал информацию у населения и в СМИ. А сейчас можно открыть интернет и все увидеть. Люди быстрее могут быстрее достучаться до руководителя любого уровня. 20 лет назад надо было написать заявление, которое будет идти неделю, потом его рассматривают в течение 30 дней… А теперь написал мэру, что там и там плохо убирают дорогу. Через некоторое время вопрос решен.

— Вы уже год как Instagram-блогер. Зачем вы вышли в онлайн?

— Да не собирался я становиться блогером. Цель была одна — рассказать о последних 30 годах жизни Нижнего Новгорода. Это наша история, интересно же. Но у меня это вышло за рамки. Я стал не только говорить о прошлом, но и о проблемах сегодняшнего дня. Мне стали писать люди с разными точками зрения. Звоню недавно одному главе районной администрации, говорю: «Слушай, а у тебя районная газета в каком тираже выходит?» Он: «Полторы тысячи». И я понял, что у меня, оказывается, собственное средство массовой информации — 1800 подписчиков! Так что соцсети — это очень хорошо.

"