Posted 22 октября 2014,, 18:47

Published 22 октября 2014,, 18:47

Modified 12 ноября 2022,, 15:18

Updated 12 ноября 2022,, 15:18

Олег Сорокин: Лучше быть золотым кренделем, чем дыркой от бублика

22 октября 2014, 18:47
Глава Нижнего Новгорода, подводя итог своей четырехлетней работы в качестве градоначальника, дал большую пресс-конференцию. Его прямую речь предлагаем вашему вниманию.
Глава Нижнего Новгорода, подводя итог своей четырехлетней работы в качестве градоначальника, дал большую пресс-конференцию. Его прямую речь предлагаем вашему вниманию.



О зеленой политике города



Мне очень приятно, что в перечне вопросов, которые беспокоят жителей города, этот вопрос попал в первую пятерку. Потому что раньше в первой пятерке были другие вопросы: преступность и так далее, и тому подобное. Сегодня приоритеты жителей сменились. Это на самом деле говорит о том, что социальный климат в городе нормальный. Появились вещи, к которым люди начали относиться по-другому. И мы сегодня не учитывать это в своих будущих программах, конечно, не можем. Когда мы говорим, на что должны потратить 2015 год, — мы в том числе должны его потратить на выработку программ, которые будут реализовываться в следующую пятилетку…



О городском наземном транспорте



Городской наземный транспорт, извиняюсь, убогий. И эти желтые «пазики», которые появились, проблемы не решают, они ее немного нивелируют. Конечно же, «пазики» не являются идеальным средством передвижения по городу Нижнему Новгороду. Это все-таки больше подходящий для другого масштаба городов вид транспорта. Если решать эту проблему, то нужно закупать 300, может быть, 500 новых автобусов, чтобы это коснулось всех жителей города… Дорогая программа. Но можно найти лизинговые схемы. Сейчас этим занимаются.



О переполненности в детских садах



В группе 25 детей. Можно туда запихать еще 10? Можно, давайте запихивайте. В группе стало 35 детей. Им даже шкафчиков для раздевания не хватает. Но очередь-то убыла! И когда родителем говорят, что варианта два — либо ваш будет тридцать пятым, либо он не будет никаким, — кончено, родители соглашаются. Но это что — решение проблемы, что ли? Поэтому надо и в 2015 году построить еще три-четыре детских сада, чтобы хотя бы разрядить эту безумную плотность. Потому что детей, во-первых, слишком много — за ними воспитатели не успевают нормально следить. Во-вторых, они болеют, потому что любой чих распространяется просто со скоростью света… Детей мы должны приучать с раннего возраста к тому, что государство о них тоже заботится.



О диалоге власти с жителями



Помните, сколько было шума, такого большого, красивого, такого разноцветного шума, вокруг парка Кулибина? Ну и что, что там случилось такого катастрофического? Диалог власти с жителями должен носить какой-то нормальный, внятный характер. И этот характер абсолютно не измеряется количеством… Просто есть, назовем это так, социально активные, социально ответственные жители города. И нам абсолютно не важна громкость звучания. Нам важно увидеть и получить эту обратную связь. Когда мы ее получаем, мы принимаем решения. Не может власть не предлагать. Вопрос — получить обратную связь в цивилизованной форме, нужно это жителям или не нужно. А не сразу поднимать крик «караул, грабят». Другая немножко идеология должна брать верх над созиданием. Потому что на самом деле все мы прекрасно понимаем, что круг интересантов от такой постановки вопроса очень узкий. Это люди, которые не могут никакими другими способами получить какого-то политического влияния и пытаются заставить с ними считаться. Мы считаться будем только с мнением жителей города. Все остальные вот эти пассажиры — транзитные.



О преемственности во власти



Приходил один мэр и говорил, что будет строить театры. Построил театр «Комедия». «Я буду строить стадионы», — построил стадион «Труд». Приходит другой мэр. Говорит: «Нет, театры мы строить не будем, мне театр не нравится. И стадионы тоже не будем строить, потому что это дорого. Мы будем заниматься… покраской бордюров в зеленый цвет и прочими красивыми вещами». Замечательно! Приходит третий мэр. Говорит: «Нет, мы бордюры красить не будем, мы будем строить детские сады, будем строить ФОКи». Придет четвертый мэр — еще чего-нибудь изобретет. Этого не должно быть в жизни города-миллионника. Он не должен вихляться, как, знаете, девушка в танце живота. Должно быть какое-то нормальное, поступательное движение. Если мы говорим о том, что есть программа, жители ее поддержали и одобрили, кто бы ни пришел мэром работать — он должен эту программу реализовывать. А депутаты, если мэр не совсем хочет это делать, должны своим политическим давлением и влиянием заставлять его. Иначе его просто поменяют. На него не будут любоваться всю пятилетку.



О своем политическом будущем



Что касается сохранения во власти, на самом деле все эти решения от очень многих факторов зависят, и далеко не только от желания. Когда во всех этих процессах доминирует желание отдельно взятого человека сохранить отдельно взятое кресло, это на самом деле не очень правильно. Должна работать система немного более сложная, на мой взгляд. Она и работает вообще-то. Иногда. Но я сегодня планы строю исключительно в части выполнения тех обязательств и тех программ, которые есть.



Мы начинали 2014 год с таким оптимизмом, что в 2014-м будет лучше, а в 2015-м еще лучше. Но сегодня хуже. Как минимум не стало для бюджета (хотя бы пока), но в 2015-м лучше точно не станет. И это, конечно, немножко обижает. Огорчает, точнее.



Другое дело, что я политической или общественной площадки в Нижнем Новгороде покидать не собираюсь. Это я могу сказать однозначно. У меня слишком возросла за последние четыре года привязанность к Нижнему Новгороду — в хорошем смысле этого слова… Я в любом случае по мере сил, возможностей, всего остального буду стараться быть полезным городу...



Политика Нижнего Новгорода, несмотря на его масштабы, не носит федерального характера. И опять в этом плохого ничего нет. Я считаю, что на самом деле это хорошо. И в том, что сегодня люди из бизнеса активно в этом принимают участие, я тоже, честно говоря, ничего плохого не вижу. Сегодня мы прекрасно понимаем, что избиратель ждет своего депутата в том числе с возможностью — хотя бы гипотетической — решения какой-то проблемы. И зачастую эти проблемы упираются в совершенно банальные вещи, которые предпринимателю решить проще. Потому что он для этого часть заработанных средств истратит.



О прямых выборах мэра



Я не боюсь прямых выборов. Я уже дважды в прямых выборах участвовал как депутат-одномандатник. И в этой части я уже, слава богу, в масштабах округа эту школу проходил. В то же время я твердый сторонник того, что пока на каком-то этапе должна сохраниться двуглавая система управления… Я считаю, прямые выборы рано или поздно вернутся в политическую жизнь…



Всегда должна работать система сдержек, противовесов. Я-то, например, считаю, что более эффективно, когда губернатор назначается президентом, а выборы мэров происходят. Но при этом нужно давать право отстранять от работы быстро, если человек что-то сделал не так, а не растягивать это удовольствие на долгие периоды времени. Если это делает глава города, который в сегодняшней системе координат работает, — его просто взяли и сняли. Это произошло быстро. А потом правоохранительные органы могут разбираться с ним сколько угодно. Или не разбираться. Но система сработает. То же самое касается главы администрации…



При одноглавой системе… История с Канавинским рынком. Как его продали? Да никто не знает, как его продали. Как ДУКи продавали: да вот здесь, в коридоре на третьем этаже, взяли и раздали. Как рекламный рынок — то же самое: где-то сели, тихо пошептались, договорились что, куда, почем. Тишина, покой и полная безнаказанность. Миллиарды рублей пролетели просто мимо бюджета, на которые можно было еще пять лет назад всех этих детских садов настроить. И ФОКов тоже, кстати… Нельзя мандат доверия трансформировать в мандат вседозволенности. А эта трансформация, как показывает практика, происходит достаточно быстро.



О своем иске к депутату ГД РФ Дмитрию Гудкову



Ситуация очень простая. Я этого человека даже вблизи ни разу не видел, не то чтобы разговаривать. Абсолютно очевидно, что его симпатии к моей персоне носят характер такой, скажем так, небескорыстный. Сегодня для всех, наверное, это очевидно… Вопросы — кто, зачем и почему… Отчасти я знаю на них ответы. Но я считаю, что многие вещи, которые происходят, недостойны звания не просто там политика, а недостойны звания мужчины. Потому что если у тебя есть претензии, если ты считаешь себя серьезным политиком федерального уровня, то ты приди, озвучь эти претензии, поговори. У меня есть политические оппоненты, и на самом деле, когда у тебя хороший политический оппонент, с ним приятно даже, скажем так, посостязаться.



Когда мне студенты спрашивают: «Олег Валентинович, вот он вас там обзывает золотым кренделем…» Я говорю: «Слушайте, лучше быть золотым кренделем, чем дыркой от бублика» (в смысле статуса политического). Поэтому я сегодня в силу своей загруженности или невнимательности к этим проблемам поддался на предложения адвокатов… Есть вот такой персонаж, который для Нижнего Новгорода ничего не сделал… Что он сделал как политик? Может быть, принял какой-то закон, который существенно облегчил жизнь нижегородцам или жителям Российской Федерации? Я не знаю такого закона. Может быть, помог властям? Ладно ты там Сорокину не симпатизируешь — Кондрашову помоги. Привези какие-нибудь федеральные средства. Не хочешь Кондрашову помогать — помоги губернатору, каким-нибудь образом свой вес политический в глазах нижегородцев наполни чем-нибудь, кроме пустословия... Я, честно говоря, уже даже пожалел, что я… Просто в текучке, когда тебе начинают что-то несколько раз повторять, ты говоришь: «Ну ладно, хорошо».



Напомним, ранее мы сообщали, что Нижегородский районный
о вызове в качестве свидетелей на заседание по иску Олега Сорокина депутатов Вадима Булавинова и Владимира Буланова.



Ирина Славина




"