Posted 22 февраля 2022, 08:36
Published 22 февраля 2022, 08:36
Modified 3 ноября 2022, 20:06
Updated 3 ноября 2022, 20:06
— Обращаются ли к вам с жалобами на антиковидные меры?
— В 2021 году физические лица стали гораздо реже обращаться с жалобами на антиковидные меры. Если в начале 2020 года люди часто просили проконсультировать по тем или иным ограничениям — как их соблюдать, можно ли обойти, то теперь таких просьб практически нет. Во всяком случае, у меня. У коллег такие заявки единичные.
Если говорить об юридических лицах, то у них вопросы все еще есть. Но и среди них многие уже научились работать в изменившихся условиях, привыкли соблюдать ограничения с минимальными потерями для бизнеса.
Замечу, что запросы по антиковидным ограничениям увеличиваются в периоды роста заболеваемости коронавирусом, но к случаю со штаммом «омикрон» это не относится, сейчас существенных ограничений не прибавилось.
— Доходили ли какие-то жалобы до суда?
— На моей памяти ни один человек в итоге не пошел в суд. Я слышал о подававших такие иски — энтузиастах, которых консультировали другие юристы. Но все это закончилось ничем, суды отказывали в удовлетворении жалоб.
Например, в 2020 году было обращение в Конституционный суд. Житель Подмосковья пытался признать незаконным самоизоляцию в период пандемии. Однако суд пояснил, что самоизоляция помогает защитить здоровье и безопасность граждан и подтвердил право региональных властей вводить ограничения на передвижение граждан. Кроме того, суд сослался на сложившуюся экстраординарную ситуацию, которая требовала быстрого реагирования.
Также есть практика Верховного суда, которая признает законность введения ограничительных мер. Например, в апреле 2021 года суд отклонил жалобу 1500 человек, пытавшихся обжаловать масочный режим и ограничения на проведение массовых мероприятий.
Конечно же, есть некоторые вопросы о законности некоторых аспектов указов «О введении режима повышенной готовности», но сложившаяся практика судов, считает их законными, что фактически означает, что сами Указы в целом не являются юридически недействительными.
А бизнес в России живет достаточно аккуратно. Как правило, многие предприниматели только в самом крайнем случае ввязываются в спор с государственными структурами. Не хотят тратить ресурсы и опасаются последствий.
— Были ли забавные обращения?
— Бывали. Учитывая всеобщий накал в начале пандемии, часть людей неприятием отреагировали на ограничения. Знаете, есть категория людей, обжалующих все, что им не нравится. Законно/незаконно — они в любом случае обратятся в суд. В народе таких людей называют «сутяжниками».
В самом начале пандемии ко мне обратились с просьбой помочь в признании COVID-19 несуществующим заболеванием. Тогда было много людей, которые не верили, что коронавирус существует, и это было нормально. Сейчас многие уже переболели, и уяснили, что вирус есть. Поэтому больше нет таких обращений. Тем более, что с правовой точки зрения такие разбирательства бесперспективны.
— А есть ли какой-то законный способ не соблюдать антиковидные меры?
— К счастью или к сожалению, нет. Это не значит, что обойти ограничения нельзя. Но сделать это законно не получится.
В России уже внесены изменения в УК РФ и КоАП РФ, так называемые бланкетные (отсылающие к другим) нормы права, которые делают такое поведение незаконным. И если человек их нарушает, и это удается зафиксировать, то его наказывают. То есть, заразитесь вы коронавирусом, выйдете на улицу, поймает вас полиция — значит, получите штраф. Если из-за контакта с вами заразился и умер человек, то вы совершите преступление и можете быть лишены свободы.
С другой стороны, в нашей стране, как известно, далеко не все законы соблюдаются населением. И с этим приходится считаться. То есть, нарушения возможны, и они есть. Люди ходят без масок во время масочного режима, не соблюдают самоизоляцию и т. п.
Стоит помнить и то, что доказать такое нарушение бывает сложно. Особенно, если нарушитель — физическое лицо. Поэтому, наверное, надзорные и правоохранительные органы чаще наказывают юридических лиц. То есть, тех, у кого есть обязательства, точный юридический адрес и телефон. Кроме того, иск на предпринимателя можно подать в течение двух лет. Это очень удобно. И я сталкивался с такими исками — они ставят ответчиков в тупик, особенно владельцев малого бизнеса. К примеру, проверяющие зашли в кафе и говорят: «Вы должны быть закрыты, почему работаете?». А они и не открывались. Просто собрали персонал, сидели своей компанией. Как убедить? Через год заявление на них подали в суд, пришлось разбираться.
— Слышали ли вы про коллективный иск нижегородцев к губернатору Глебу Никитину из-за указа о повышенной готовности? Как думаете, чем закончится рассмотрение дела?
— Я пытался ознакомиться с самим исковым заявлением, но не нашел его в Сети. Поэтому скажу, что исходя из того, что общеизвестно. Дело интересное. Хорошо, что оспаривается не сам указ, а отдельные меры. Я думаю, что нижегородцы пошли верным путем — оспаривать сам указ бесполезно, но частично его могут признать незаконным.
К примеру, не совсем понятно, почему несовершеннолетним детям в Нижегородской области сейчас запрещают посещать торговые центры без взрослых. Едва ли это действительно защищает от коронавируса. Если истцы выступят против таких мер, то могут добиться своего. Хотя многое тут будет зависеть от доводов. И стоит учитывать, что в России судиться с властью бывает сложно. Тем более, в вопросах общественной безопасности. Так как в данных вопросах даже на уровне федерального правительства у нас закрываются глаза на некоторые моменты.
— Есть ли антиковидные меры, с которыми вы не согласны?
— Нет мер, с которыми я не согласен. Но есть меры, которые не понимаю и не принимаю. К примеру, я не против вакцинации, считаю, что она спасает жизни. Но смущает другое — зачем сейчас вакцинироваться тем, кто переболел полгода назад?
QR-коды, на мой взгляд, — тоже сомнительная практика, так как они создают сегрегацию между людьми. Не выдаем же мы коды, когда делаем обычные прививки. А сейчас зачем они? Повальная вакцинация тоже кажется мне странной — обычно перед прививкой надо консультироваться с врачом, выяснять, нет ли противопоказаний у вас. Тут же чиновники и медики призывают нас к повальной вакцинации. Это может быть опасно для здоровья.
Как юрист отмечу, что на данный момент большинство законопроектов, созданных в пандемию, приведены в соответствие с Конституцией РФ. Хотя изначально противоречили некоторым нормам.
— Как думаете, когда ограничительные меры будут отменены в Нижегородской области?
— Пока сложно тут что-то прогнозировать. Но как оптимисту мне хотелось бы верить, что скоро большинство мер станет ненужным, и их отменят. Кроме того, многие законы, если они контрпродуктивны, власти со временем отменяют. Тут многое зависит от обратной связи с населением.