Эрадж Боев: Строгость наказания — это маркер нравственности общества

Эрадж Боев: Строгость наказания — это маркер нравственности общества

Эрадж Боев: Строгость наказания — это маркер нравственности общества
Интервью

16 марта 2017, 06:53
Ирина Шадиева
Создатель нижегородского «Музея средневековых наказаний» Эрадж Боев рассказал NewsNN об истории пыток в России, а также о практике применения различных наказаний в новейшее время в некоторых странах мира. В ходе беседы он поведал о планах развития музея и о наиболее интересных экспонатах.

Расскажите, пожалуйста, как родилась идея создания столь необычного музея? Откуда у вас вообще интерес к этой теме?

Идея создания экспозиции, посвященной истории борьбы с преступностью, возникла у меня более десяти лет тому назад. В то время я работал в литературно-мемориальном музее Добролюбова, в который пришел еще студентом-историком из педагогического университета. Принимая участие в создании и обеспечении работы различных музейных экспозиций, я пришел к выводу о том, что историческая информация, предлагаемая посетителю любого музея, в первую очередь должна быть ему интересной, а во вторую – побуждать его к расширению собственного кругозора. При этом важен эффект «полного погружения» в тему экспозиции, который является продуктом сочетания концепции выставки, ее содержания и работы экскурсовода.

Тема истории наказаний для меня всегда была интересна хотя бы потому, что она является маркером нравственного состояния любого общества в любую эпоху. В целом можно сказать, что подобные проекты для нашей страны и, тем более, для зарубежной Европы, не являются чем-то уникальным. Здесь важен сам подход. При создании проекта, получившего название «Музей средневековых наказаний», я ориентировался не столько на коммерческий успех, сколько на стремление донести для публики главный лейтмотив этого проекта. А он заключается в том, что за любым преступлением обязательно следует наказание. И не важно, наступает ли оно в этом мире или в мире ином.

Большая часть экспозиции связана с историей наказаний в России, русским уголовным законодательством средневековья и нового времени. Благодаря помощи коллег – исторических реконструкторов, частных коллекционеров, специалистов по истории средневековья – были созданы экспонаты, позволяющие наглядно представить себе орудия наказания прошлого.

Проект оказался успешен, мы познакомили с ним не только жителей Нижнего Новгорода и его гостей, но и организовали гастрольную программу по всей Нижегородской области. Я могу с уверенностью сказать, что сегодня «Музей средневековых наказаний» является визитной карточкой областного центра и пользуется повышенным вниманием иностранных туристов и туристов из других регионов России.

В настоящее время «Музей средневековых наказаний» является одной из экспозиций музея истории правоохранительных органов и Вооруженных сил Нижегородской региональной организации общества «Динамо». Это является случайностью или имеет какой-то смысл?

Экспозиция «Музея средневековых наказаний» органично вписывается в концепцию созданного в 2010 году музея правоохранительных органов и Вооруженных сил, поскольку позволяет, с одной стороны, наглядно проследить эволюцию уголовного законодательства в России в направлении его гуманизации, с другой – проанализировать изменения в традиционном восприятии в российском обществе тех или иных противоправных деяний. Например, важное место в экспозиции отводится теме борьбы с вредными привычками в России. Судите сами: в XVII веке за публичное курение табака человек на Руси мог лишиться ноздрей, а сегодня за то же действие он рискует получить административный штраф. Нецензурная брань, азартные игры, неумеренное употребления алкоголя – ко всему этому в прошлом было несколько иное отношение. И мы напоминаем об этом нашим современникам.

Также следует добавить и то, что помимо «Музея средневековых наказаний» в музее общества «Динамо» в Нижнем Новгороде действуют еще две экспозиции – «Музей древних цивилизаций», знакомящий посетителей с этнографией, традициями и ритуалами народов мира, и «Музей военной истории», посвященный истории униформы и экипировки различных силовых структур России – от полиции до службы приставов, а также Российской армии.

Пытки использовались с древнейших времен как средство наказания, устрашения или получения признаний. Когда пытки начали применять для этих целей в России? Правда ли, что наша страна стала одной из первых в Европе, где официально были запрещены истязания при судопроизводстве?

Пытка как вспомогательный метод при проведении следственных действий известна на Руси уже в XI-XII веках. Вообще само слово «пытать» в славянских языках имеет значение «спрашивать». В дальнейшем пытки были не только легализованным, но и регламентированным методом проведения допроса. Вид пытки, ее характер — напрямую зависели от обвинения, предъявленного тому или иному лицу, происхождения, статуса обвиняемого. Существовали циркуляры, описывавшие пытки и правила их применения. Вершиной, своего рода кульминацией, распространения пыточной практики в России стало Соборное уложение 1649 года. С середины XVIII века происходит постепенное ослабление пыток. В 1774 году Екатерина II подписала указ об отмене пыток при судопроизводстве, данный указ был подтвержден Александром I в 1801 году. В отмене пыток Россия действительно опередила многие европейские страны, уступив только Пруссии, которой пытки отменили в 1754 году. Для сравнения: в Австрии пытки были запрещены в 1787 году, а во Франции — только в 1789 году.

С другой стороны, в отдельных европейских странах, где действовал институт присяжных, рано сложились традиции публичного суда и адвокатуры, пытки как легальный метод в досудебном процессе исчезли намного раньше – в XVI-XVII веках. При этом пытки по отношению к обвиняемым в колдовстве продолжали применяться в Западной Европе вплоть до конца XVIII столетия.

В XX веке пытки вновь стали применяться, например, в нацистской Германии, США, СССР, Китае. Даже в XXI веке возникали скандалы, связанные с использованием пыток в тюрьмах США. Гуманистический прогресс человечества оказался вымыслом?

Не всегда технологический прогресс и гуманистическое развитие общества движутся равномерно. Достаточно обратиться к опыту древнеримской цивилизации, находившейся на пике технологического развития и, тем не менее, рухнувшей под давлением своих менее культурных соседей. XX век в мировой истории – это, с одной стороны, время технологического прогресса, с другой – период возвращения к самым темным сторонам прошлого. Обществом снова завладел страх. Если в XX веке люди испытывали страх перед полномасштабными военными конфликтами, угрозой ядерного удара, то сегодня это страх перед угрозой международного терроризма. В этом плане тенденция к расширению применения репрессивных мер – своеобразная ответная реакция того или иного общества на внешние раздражители.

У вас в музее довольно интересная и большая коллекция. Как вы ее пополняете? Есть ли особые истории, связанные с приобретением каких-нибудь экспонатов?

Над созданием экспонатов трудятся специалисты в области исторической реконструкции. Каждый экспонат изготавливается на основе строгого соблюдения исторического соответствия. Для этого мы используем архивные данные, чертежи, не говоря уже об обширной исторической литературе по теме экспозиции. Что-то передают в экспозицию частные коллекционеры. Музей непрерывно пополняется.

Что же касается историй отдельных экспонатов, то их много. Например, для того, чтобы найти больших размеров бочку, подобную той, которую в XVIII веке в России наполняли вином и помещали в нее для наказания пьяницу, мне понадобилось несколько лет назад объездить буквально весь север Нижегородской области. Поиски в итоге увенчались успехом.

Можете нарисовать портрет типичного посетителя вашего музея? Кто к вам приходит?

Особенной популярностью наш музей пользуется в молодежной среде. Мы активно сотрудничаем с образовательными учреждениями, у нас часто проводятся организованные экскурсии для учащихся старших классов школ, студентов техникумов и вузов. Но нередко приходит и более взрослая публика.

Я подчеркиваю, наша цель заключается не только в том, чтобы развлечь посетителя, но и в том, чтобы заставить его о многом задуматься. Часто после окончания экскурсии наши посетители облегченно вздыхают и подводят своего рода итог: «Как замечательно, что мы живем в другое время!». Это, конечно, верное утверждение. Но не менее верным является и то, что гуманность нашего общества зависит от каждого из нас, от нашей четко сформированной гражданской позиции.

Какие существуют планы по развитию музея?

В настоящее время мы разрабатываем идею создания новой музейной экспозиции, посвященной истории русской тюрьмы. Проект называется «Русь Острожная». Таким образом «Музей средневековых наказаний» будет дополнен экспозицией, посвященной истории пенитенциарных учреждений России – от средневековья до XX века. Обещаю, будет очень интересно.

Сергей Котовский

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter