Posted 16 марта 2015,, 11:48

Published 16 марта 2015,, 11:48

Modified 12 ноября 2022,, 15:31

Updated 12 ноября 2022,, 15:31

Антон Щагвин: «Театральный цех» — место, где живет современная драматургия

16 марта 2015, 11:48
Все чаще в нижегородском культурном пространстве можно слышать разговоры о «Театральном цехе». Корреспондент NewsNN поговорил с его основателем Антоном (Нечаевым) Щагвиным о том, что же, собственно, такое — «Театральный цех», какие цели преследует это объединение, а также о его репертуаре в частности и нижегородском театральном пространстве в целом.

- Что же такое «Театральный цех» - театр, творческое объединение, что-то еще?

- «Театральный цех» - это, по сути, продюсерский центр, который организует постановки по современным произведениям. Поначалу мы дорабатывали материал, который читался на «Драма_talk».

Так родились спектакли «Хозяин кофейни», «Как я стал», «Урод».... То есть я взял на себя ответственность найти пьесы, режиссеров, коллектив, место, решить организационные моменты для того, чтобы Нижний Новгород наконец увидел постановки по современным пьесам.

- То есть «Театральный цех» создает некую альтернативную нижегородскую реальность, противопоставляет себя репертуарным театрам. Как появилась идея создания такого проекта?

- Дело в том, что я получил обучение в ГИТИСе – спасибо тогдашнему Министерству культуры, в свое время они организовали здесь дистанционное образование на базе ТЮЗа. В процессе учебы я получил возможность посещать не только московские репертуарные театры, но и такое знаковое место, как 3 этаж ГИТИСа. Это режиссерский факультет, где студенты-режиссеры показывают свои зарисовки и спектакли. Это было интересно, весело, легко, современно, они действительно делали театр. Вернувшись в Нижний Новгород и начитавшись современной драматургии, я захотел увидеть ее в театрах города. Но единственное, что происходило тогда актуального - это «Драма_talk».

- Но это ведь тоже всего лишь читка пьес, не постановка?

- Да, но это актуальная драматургия. Это тексты наших современников, которые занимаются исследованием актуальных проблем сегодняшнего мира. Это новые темы, смыслы и идеи. Вот вы журналист, я журналист. Я работаю на радио, отслеживаю новости, тенденции, события, которые происходят здесь и в мире. И есть люди, которые работают в банке или, например, в юридической практике, в торговле – они сами часть этого мира, часть социума. А современные драматурги этот социум изучают, как бы с расстояния, подглядывая. Из этого и рождается современная драматургия, в том числе и её лидеры – Ярослава Пулинович, Павел Пряжко и многие другие. И это все безумно интересно - это про сегодня, про нас с вами. Это хочется ставить, об этом хочется разговаривать и спорить. Это то, чего так не хватает в наших репертуарных театрах. Вот так и появилась идея создания «Театрального цеха».

- Итак, «Театральный цех» - проект, по всей видимости, долгосрочный.

- Это, безусловно, не разовый проект, это долговременная инициатива, она будет расти и развиваться. При этом, я думаю, в нашем репертуаре появятся и классики в определенной, неклассической подаче, – Чехов, Брехт, Достоевский, но это лишь перспективы, о них пока можно говорить осторожно. Для таких спектаклей должны быть готовы и режиссер, и актеры. А сейчас мы работаем преимущественно с молодыми актерами – они более мобильны.


— В спектаклях «Театрального цеха» заняты только профессиональные актеры?

— Да. Если актер имеет профильное образование, качество постановки выходит на совершенно новый уровень: люди прекрасно знают, как жить и чувствовать на сцене, что они хотят сказать, работа с ними не требует объяснения тонких нюансов. Спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» по пьесе драматурга Михаила Хейфеца — это как раз тот самый пример очень качественной работы, когда и режиссер, заслуженная артистка России Елена Фирстова, и актеры — Иван Пилявский (ТЮЗ) и Ирина Захарова (камерный музыкальный театр им. В. Степанова) — прекрасно знают, что они делают. И отзывы о спектакле, кстати, самые положительные. Реакция людей — та самая, которой я ожидал, берясь за эту постановку.

— Почему вы выбрали этот материал?

— Это одна из пьес «шорт-листа» 2013 года российского театрального фестиваля «Золотая маска». Я нашел там и еще несколько занятных пьес, пока они лежат, ждут своего часа. Так вот, я нахожу текст в интернете, читаю, два часа не могу остановиться от смеха. Проходит пара недель, я снова достаю пьесу, снова перечитываю, снова смеюсь — отличный материал и, главное, касается каждого из нас. Мы взяли ее в разработку, обсудили с Еленой Фирстовой, начали думать, как ее сделать. Кстати, прочитали ее на публике на фестивале «#Читай Горький» — люди тоже получили огромное удовольствие. И так в октябре 2014 года мы начали ее репетировать. А 12 февраля этого года состоялась премьера. Делали мы ее, получается, четыре с половиной месяца: актеры служат в театрах — приходилось находить время, выкраивать часы для репетиций.

— Где прошла премьера, как публика приняла спектакль?

— Премьера прошла на площадке клуба «VАСЯ+1». Вообще наше попадание в стены клуба — это их инициатива, здесь огромное спасибо Анастасии Старых. Там прямоугольная площадка, темные стены, ты можешь играть куда угодно — хоть в эту сторону, хоть в эту. Свет, звук, все есть. И публике тоже максимально комфортно — можно заказать чашку кофе, бокал смузи. Это, конечно, если есть место для столиков. Бывает, что приходит 50 человек, а бывает — 170, сидеть негде, но всем хочется попасть. Причем зритель самый разный: молодежь, серьезные люди в дорогих костюмах, старшее поколение, и все переживают, вовлекаются в процесс, даже если изначально были настроены довольно скептически.

По сути, «Спасти камер-юнкера Пушкина» — это понятный и приятный для восприятия материал. Поэтому когда я вижу в некоторых наших СМИ заголовки из серии «В столице Приволжья покажут спектакль о ненависти к Пушкину», я страшно недоумеваю. Это же невозможно! О чем вы? Как русский человек может допустить «ненависть» к Александру Сергеевичу? Это получилось довольно смешно, ну насколько я сам могу это оценить. Но Пушкин не только «писака-бумагомарака» — это свыше 20 дуэлей, это долги, это самый низкий придворный чин и т. д.


— Итак, ваши спектакли проходят на площадке клуба «VАСЯ+1». А где находится ваша репетиционная база?

— В помещении школы-студии «Образ»: Ульянова, 52. Центр города — очень удобно. Там такая камерная сцена человек на 50. Скорее всего, там тоже что-то покажем. Скоро.

— Я знаю, что «Спасти камер-юнкера Пушкина» — это не первый спектакль «Театрального цеха». Какая же пьеса была поставлена первой?

— Да, первой пьесой проекта, которую мы взяли в разработку в ноябре 2013 года, стал моноспектакль «Хозяин кофейни» Павла Пряжко. Режиссер Паша Ушаков представлял его как раз на том самом проекте «Драма_talk». Дальше взяли и доработали. Придумали действие актеру. Главную роль исполнил Артур Зимин, еще один молодой и очень перспективный актер. Настройки у него не сбиты. Кожей чувствует, что делать надо, куда идти. Интуитивно выбирает верные ходы, и это очень ценно. Посмотрим, что получится. В итоге первый спектакль состоялся на площадке «Артзавода». Но это заречная часть, промзона, увы...

— Согласно вашему определению «Театральный цех» — это продюсерский центр. Это коммерческий проект?

— А как иначе? Любой труд должен быть оплачен. Есть драматург — он должен получить гонорар, есть режиссер, актеры — они тоже должны получить вознаграждение. Я заинтересован в том, чтобы люди, которые хотят работать вне стен классического театра, заниматься не только теми пьесами, которые предлагаются руководством, могли делать это и получать гонорар. «Театральный цех» — это коммерческий процесс, и меня это, безусловно, радует. Хорошо, что люди, занимаясь любимым делом, исследуя сегодняшние реалии, имеют возможность получить за это деньги.

— Расскажите о режиссерах ваших спектаклей.

— Сейчас это два человека — Елена Фирстова и Павел Ушаков. Они практикуют немного разные подходы к театру. Елена Борисовна — это уже состоявшийся в профессиональном плане режиссер. Ее приоритет — камерная сцена, зал на 200 человек. И бесконечная выдумка действия. На малом пространстве диалог зритель–актер происходит близкий, интимный, зритель чувствует артиста. Зритель же адекватный человек: если его обманывают — он встает и уходит. Поэтому здесь хитрить нельзя.

Павел Ушаков — молодой актер, он сейчас учится в Москве на режиссуре. У него немного классический подход, когда актер выступает в первых рядах и вроде бы сам придумает, что и где ему делать. На мой взгляд, это пока не очень работает. Дело в том, что в современных реалиях актеру некогда вымучивать роль тет-а-тет с собой. У него нет времени, потому что семья, весна, облака. И тогда режиссер — единственное спасение для него. Посмотрим, что получится.

— Сколько спектаклей сейчас в активе «Театрального цеха»?

— Давайте посчитаем. Ну, во-первых, «Хозяин кофейни» Павла Пряжко в постановке Павла Ушакова — его пока невозможно показать, потому что актер участвует в 20 спектаклях в театре. Потом пьеса «Урод» Мариуса фон Майенбурга, режиссер также Павел Ушаков, ее мы пока показали только однажды, но 26 марта повтор. Далее — «У ковчега в восемь» драматурга Ульриха Хуба, режиссер Елена Фирстова. Потрясающая история о том, как три пингвина спасаются от всемирного потопа на ковчеге. У них два билета, и при этом третьего нужно взять с собой — он друг! При этом в пьесе — никакого моралите, чистый смех, и для взрослых и для детей. Это очень светлая история. Ну и, конечно, «Спасти камер-юнкера Пушкина» Михаила Хейфеца и «Как я стал» Ярославы Пулинович — оба спектакля поставлены Еленой Фирстовой. «Как я стал» — удивительная пьеса. Сделана с актерами нижегородского ТЮЗа и театра драмы. Изначально она была прочитана на «Драма_talk», там была принята прекрасно, и дальше остался лишь вопрос техники. Итого пока пять спектаклей.

— Какие планы на будущее?

— Мы сейчас начинаем работать с Константином Кибардиным, у него есть своя постановка, она тоже скоро появится. Ну а кроме того, сейчас ведь скоро «Золотая маска-2015», там также есть «шорт-лист» пьес, на который тоже, безусловно, есть свои наметки.

— С какими проблемами приходится сталкиваться «Театральному цеху»?

— Есть проблема со временем: собрать актеров из разных театров в одном месте в одно время довольно сложно. У всех страшная занятость, это понятно. Но в этом тоже есть прелесть. Когда ты затрачиваешь силы, то получаешь что-то действительно стоящее. И это прекрасно.

— Когда в ближайшее время можно будет увидеть ваши постановки?

— Ближайший спектакль — «Спасти камер-юнкера Пушкина» — в понедельник, 16 числа, мы покажем его в рамках регионального фестиваля «Премьеры сезона». 26 марта будет показан «Урод». Дальше два раза в месяц нас можно будет видеть. Приходите смотреть, спорить.

— Обязательно. Большое спасибо за интервью, желаю творческих успехов!

Галина Курочкина



"