Posted 15 июля 2019, 07:38
Published 15 июля 2019, 07:38
Modified 3 ноября 2022, 18:21
Updated 3 ноября 2022, 18:21
— Андрей Анатольевич, проект «Команда Правительства» существует уже больше года. Расскажите в чем его отличие от кадрового департамента Нижегородской области?
— Основные задачи департамента государственной гражданской и муниципальной службы — это кадровое делопроизводство, нормативные акты и антикоррупционная деятельность.
Проект «Команда Правительства» в свою очередь — это механизм управления полным жизненным циклом карьеры государственного и муниципального служащего, внутри которого заложены подбор, оценка и развитие. Мы живем в быстроизменяющемся мире. Сегодня государственный служащий должен уметь качественно и очень быстро принимать решения.
HR давно является основой всех процессов в крупном корпоративном бизнесе. В последние годы HR-потенциал активно внедряется и на государственной службе. Потому что важнее людей, безусловно, ничего нет.
Нижегородская область — один из лидером в процессе развития государственного HR-потенциала. Это новый термин, но в этой парадигме развиваются уже более 30% субъектов РФ. Наш опыт оценили и в других регионах — на Петербургском международном экономическом форуме в июне мы подписали соглашения с Ямало-Ненецким автономным округом и Республикой Саха-Якутия о передаче нашего опыта.
При этом, кадровое администрирование никто не отменяет. Было принято решение о создании в Нижегородской области единой кадровой службы. Все органы исполнительной власти перевести в единый центр кадрового обслуживания планируется к концу 2020 года.
— То есть, даже если «Команда Правительства» получит развитие и станет мощнейшим ресурсом, то необходимость в кадровом департаменте все равно останется?
— Да, так или иначе кадровый департамент будет существовать — это законодательная норма. Безусловно, департамент будет трансформироваться. Наша задача сделать его максимально эффективным: сократить время, затрачиваемое на различные транзакции — оформление сотрудников на работу, командирование и т. д.
— От чего зависит будет проводиться конкурс через «Команду Правительства» на вакантную должность или нет?
— В первую очередь, любые назначения в регионе — это прерогатива губернатора. Я рад, что у нас им является именно Глеб Сергеевич Никитин. Он яркий профессионал, грамотно выстраивающий стратегию управления регионом и следующий всем современным тенденциям.
Первым через «Команду Правительства» выбирали министра культуры. Глеб Сергеевич тогда сказал, что глубоко погружен в эту сферу с точки зрения, скажем так, потребителя, достаточно хорошо знает ее как управленец, но не может считать себя экспертом. Он сразу заявил, что без помощи и поддержки общественников и экспертов ему не справиться. Поэтому была создана специальная комиссия, в которую в абсолютном большинстве вошли эксперты и общественные лидеры в сфере культуры. Теперь каждый раз при проведении конкурса формируется команда экспертов в соответствующей вакантной должности сфере. Именно эти люди принимают решение о том, кто попадет на собеседование к губернатору.
— Собеседование с губернатором — это последний этап отбора?
— На уровне региона — да. Кандидаты встречаются лично с губернатором.
Но «Команда Правительства» уже работает в двух муниципалитетах — Нижнем Новгороде и Дзержинске. Поэтому, если брать в целом, то я бы сказал не с губернатором, а с руководителем.
— По каким критериям оценивается кандидат на этом этапе?
— Последний этап достаточно сложный. По правилам, дойти до него могут не меньше трех, но и не больше пяти кандидатов. Губернатор полагается на экспертов, которые отбирают претендентов. Глеб Сергеевич, исходя из четкого понимания всех стратегических целей региона, изучает решение комиссии, анализирует, подходит ли кандидат для решения тех или иных задач, оценивает его управленческий и профессиональный потенциал.
Из нескольких кандидатов он выбирает того, кто по профессиональным качествам больше подходит для выполнения стратегических задач Нижегородской области.
Кроме того, немаловажно, чтобы между губернатором и кандидатом получилась некая «химия». Я вас уверяю, никакие назначения в мире не происходят без личного контакта с руководителем.
— Планируется ли в будущем принимать на руководящие посты в правительстве и муниципалитетах только с помощью «Команды Правительства»?
— Да, у нас есть такие амбициозные планы. Сам продукт «Команда Правительства» с точки зрения методологии, системы, IT-составляющей продолжает развиваться. Мы уже в этом году хотим запустить в ряде муниципалитетов «Команду Правительства», чтобы они самостоятельно с ней работали.
При этом публичные конкурсы — это только «верхушка айсберга». Более 120 внутренних назначений прошли с учетом работы «Команды Правительства». На каждого зарегистрированного кандидата есть полноценная биографическая анкета. Если человек участвовал в конкурсных процедурах — любой руководитель может увидеть анкету, которая позволяет рассматривать кандидата на те или иные позиции.
Это кардинальное отличие от резюме. Мы же понимаем, что в резюме человек пишет о себе все самое лучшее, некий улучшенный портрет человека. Здесь же совершенно другая, более осознанная и объективная история. Я считаю, что в современной действительности принимать решения по резюме, по крайней мере, нецелесообразно.
-Существует мнение, что на основании отбора через «Команду Правительства» на ключевые посты могут попасть «выскочки и шоумены» за счет умения презентовать себя. Вы согласны с этим? Или такое исключено?
— Мне кажется, это все-таки не очень корректно — вешать на людей ярлык «выскочка». Конечно, яркие люди, с харизмой, которые уверенно держатся на публике, могут произвести нужное впечатление. Но процедура отбора через «Команду Правительства» выстроена таким образом, что люди, которые имеют, скажем так, «пустой потенциал» с точки зрения опыта и профессионализма, не смогут дойти до итогового этапа, не смогут должным образом защитить проекты развития целой отрасли.
Заполнение биографической анкеты на первом этапе отбора — это большая научная работа, которая позволяет предварительно оценить кандидата. Второй этап — прохождение тестов. Они не заточены на получение результата или какой-то отметки. Тесты нужны только чтобы «отсеять» двоечников. Третий этап — запись видеопрезентации, где кандидат должен ответить на вопрос, для чего ему нужна госслужба.
А четвертым этапом является организованным самим кандидатом процесс получения рекомендаций.
Я считаю, что госслужащий — это призвание. Я за то, чтобы когда-нибудь его перестали ассоциировать со словом «власть». Потому что это, в первую очередь, это служение народу.
— Есть ли у вас желание, чтобы на посты через «Команду Правительства» назначались в большей степени нижегородцы?
— Безусловно, есть. Потому что, когда человек занимает какой-либо высокий пост, то должен приступить к работе на следующий день. Времени для раскачки нет. А человеку из другого региона потребуется время, чтобы интегрироваться в текущую ситуацию. Но, конечно, в конкурсе могут участвовать люди из любых субъектов. С каждым разом география становится все шире.
Как председатель экспертной комиссии, из двух равнозначных профессионалов я проголосую, безусловно, за нижегородца. Но, если кандидат не из Нижегородской области будет более профессионален — выберу его.
— Жители каких регионов, помимо Нижегородской области, наиболее активно регистрируются на портале «Команда Правительства»?
— Лидерами на данный момент являются Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Ярославская область и Татарстан.
— Какие самые необычные задания давали нижегородцы претендентам на посты министров?
— Я бы не сказал, что нижегородцы делились чем-то необычным. Скорее больше и чаще говорили о наболевшем.
Но лично для меня интересно было посмотреть, как люди ставили задачи, и каким образом с ними справлялись кандидаты. Когда был конкурс на пост министра соцполитики, кандидаты должны были поучаствовать в мероприятиях в социальных учреждениях: с детьми, многодетными семьями. Эта живая история помогла их раскрыть. Некоторые из претендентов до этой встречи были в лидерах, но потом выяснилось, что, например, один из них совершенно не мог найти общий язык с теми, с кем ему пришлось бы работать на этой должности практически ежедневно.
— В перспективе бизнес сможет обратиться к «Команде Правительства» для поиска кадров?
— Это тоже очень интересная и амбициозная задача. Мы о ней много раз думали, но пока ресурсов у нас не так много.
При этом, уже сейчас на портале «Команда Правительства» есть согласованный с проектом «Россия — страна возможностей» блок, где размещена информация о победителях и финалистов конкурса «Лидеры России» из Нижегородской области. Поэтому в любой момент представители бизнеса могут ознакомиться с этими специалистами и через «Команду Правительства» получить их контакты.
Одним из основных направлений развития Нижегородской области является поддержка малого и среднего бизнеса. Когда мы подбираем людей нового формата через портал, фактически мы формируем блок в регулировании МСП. Это значит, что они будут говорить с бизнесом на одном языке.
Мы ищем таких людей, которые будут помогать предпринимателям, а не только выполнять функции контролирующих органов.
— Как вы оцениваете кадровый потенциал Нижегородской области в целом?
— Фантастический потенциал!
С точки зрения продукта «Команда Правительства» емкость кадрового потенциала настолько огромна, что «воронки», через которую мы можем пропустить специалистов, недостаточно. Поэтому мы меняемся.
Все заключается в простых канонах: подбор, оценка, развитие. Подбор — это не только во вне, но и внутри. Оценка — это не для того, чтобы вручить какую-то медаль, а, чтобы понять блок компетенций человека. Развитие же строится на индивидуальных и командных планах.
Все это позволяет, в первую очередь, находить, раскрывать и развивать таланты. А в Нижегородской области их просто неимоверное количество. Но если таланты не поддерживать, то раскрываются единицы. Если поддерживать — почти все. Если еще и инвестировать в них, то они становятся мировыми лидерами.
Именно через кадры мы можем поднять и субъект, и страну в целом. Но для начала их надо раскрыть.