Posted 13 марта 2019,, 07:22

Published 13 марта 2019,, 07:22

Modified 3 ноября 2022,, 18:20

Updated 3 ноября 2022,, 18:20

Максим Черкасов о проблемных предприятиях, малом бизнесе и бережливых производствах

13 марта 2019, 07:22
NewsNN поговорил с министром промышленности Нижегородской области Максимом Черкасовым об успешных и проблемных предприятиях региона, малом бизнесе, местных производителях и бережливых производствах.

- Максим Валерьевич, каковы перспективы развития промышленности в Нижегородской области? Внимание будет уделяться крупным городам или отдаленным районам?

- Инвесторы предпочитают крупные города – именно в них есть необходимая инфраструктура и достаточное количество персонала.

Приоритеты развития выстраиваются в соответствии с национальными проектами. Таким образом, мы будем работать с предприятиями, которые развивают экспортное направление, занимаются повышением производительности труда, создают высокотехнологичные рабочие места.

Сейчас мы с коллегами по правительству прорабатываем вопрос по созданию нескольких промышленных площадок муниципального уровня. Планируем, что все они будут расположены за пределами Нижнего Новгорода. Средний объем инвестиций в подобный проект – порядка 500 млн рублей.

Также коллеги по правительству работают и над проектом индустриального парка со свободной экономической зоной. Это положительно повлияет на создание новых промышленных производств и будет способствовать привлечению инвесторов.

Кроме того, мы продолжим работу по льготам для инвесторов. В частности, это специнвестконтракты (СПИК). В прошлом году было мы заключили СПИК с «Группой компаний ГАЗ»: инвестиционный проект предприятия стоит более 20 млрд рублей, половина этой суммы останется в регионе. В начале этого года подписан специнвестконтракт с ООО «Снабполимермедицина», которое вложит в строительство завода по производству шприцев на Бору более 3 млрд рублей.

- Вы упомянули «Горьковский автозавод». Раньше правительство Нижегородской области уделяло большое внимание этому предприятию, создавало для него налоговые преференции. Сейчас как обстоят дела?

- «ГАЗ» мы продолжаем поддерживать во всех его начинаниях. Специнвестконтракт – это как раз та государственная поддержка, которая позволит не только сохранить темпы, но и модернизировать существующие производства. СПИК заключается сроком до 10 лет (до 2028 года) и на все это время инвестору гарантируется стабильность налогов и сборов на период действия контракта. Это означает, что изменения в законодательстве, ухудшающие положение предприятия, не будут распространяться на инвестора. Ожидается, что за весь период действия СПИКа будет создано до 1800 рабочих мест, в том числе в нашем регионе 900 новых рабочих мест.

- А как деление России на макрорегионы повлияет на развитие промышленности?

- Сама задумка очень хорошая. Сегодня каждый регион развивается самостоятельно и, по сути, привлекая инвестора, никто не просчитывает, что происходит в соседних субъектах. Например, теоретически, в 5 соседних регионах могут быть одновременно построены мощные однотипные фабрики, и рынок будет перенасыщен. Поэтому важно определять приоритеты для развития регионов, чтобы каждый занимался своим направлением. Тогда не будет строительства производств, которые сильно нарушат баланс конкуренции и, в конечном итоге, не смогут эффективно работать.

- Правительство Нижегородской области возлагает большие надежды на открытие новых производств. Однако есть ряд старых предприятий, которые находятся в плачевном состоянии. Как им помогает министерство промышленности?

- С каждым предприятием, которое находится в сложной ситуации, занимаемся индивидуально: пытаемся создавать программы для оздоровления, искать инвестиции, открывать новые направления.

Предприятия пользуются нашей поддержкой, как финансовой, так и нефинансовой. Важно, чтобы руководители обращались к нам вовремя, а не тогда, когда уже очень сложно находить пути решения их проблем. Хотя все равно мы их находим.

- А что можете сказать по поводу «Правдинского радиозавода», который из-за отсутствия заказов перешел на трехдневку?

Проблема в том, что, несмотря на данное президентом РФ еще в 2016 году поручение об увеличении доли выпуска продукции гражданского назначения на предприятиях ОПК, менеджмент АО «НПО «Правдинский радиозавод» за прошедшие два года не был достаточно активен по поиску своей ниши в гражданском секторе экономики. Это повлияло на загрузку производственных мощностей предприятия и, как следствие, введение сокращенной рабочей недели для части трудового коллектива предприятия.

Вместе с тем, Правдинский радиозавод имеет значительный опыт экспортных поставок, поэтому мы обратимся в АО «Рособоронэкспорт», чтобы экспортный потенциал предприятия учитывался при взаимодействии с иностранными заказчиками в части поставок вооружения и военной техники.

Ну и работу по диверсификации, учитывая их мощности, нужно проводить. Надо искать гражданские заказы, активно работать с крупными корпорациями, в частности, с «Росатомом». Я знаю, у них есть возможности и по производству сельхозтехники, которую мы продолжаем покупать в Беларуси.

- В сфере судостроения тоже не все гладко. В частности, на грани банкротства находятся Чкаловская судоверфь и Городецкий судоремонтный завод. Какая работа проводится в этом направлении?

- Городецкое предприятие уже получило контракт на 150 млн рублей, который, мы очень надеемся, позволит стабилизировать ситуацию. Завод продолжает свою производственную деятельность.

На Чкаловской судоверфи все сотрудники уже уволены. Мы ведем переговоры с собственником о возобновлении деятельности, либо о продаже крупным инвесторам. Ему тяжело вести этот бизнес, но, учитывая, что верфей, которые расположены в Горьковском море и на Волге мало, а судов много, то судоремонт здесь должен быть. Глеб Сергеевич [Никитин, губернатор Нижегородской области] лично принимает активное участие в том, чтобы возобновить эту деятельность. Я надеюсь, что в ближайшее время вопрос с собственником решится, и Чкаловская судоверфь заработает.

- Как в целом развивается судостроение в регионе? Какие планы?

Очень хочется, чтобы в регионе возобновились речные перевозки. Правительство Нижегородской области рассматривает возможность использования СПК «Валдай 45Р», который произвели на нашем «ЦКБ по СПК им. Алексеева».

Заказы есть и на других судостроительных предприятиях региона. Крупнейшее судостроительное предприятие в Нижегородской области - «Красное Сормово» - продолжает производство танкеров и сухогрузов: за прошлый год со стапелей завода сошли 7 судов, в этом году планируется выпуск 10 судов. Кроме того, продолжается строительство круизного лайнера проекта PV300 типа «река-море». Пассажирские суда такого уровня не строили в России уже 60 лет. Активно привлекает заказы и «Окская судоверфь». Навашинцы планируют в 2019 году увеличить объемы производства в 3 раза. На «Сокольской судоверфи» есть стабильный государственный заказ.

- Поговорим о легкой промышленности. Есть некоторые разночтения между официальными данными, говорящими о росте производства, и словами предпринимателей, которые жалуются на убытки. Почему эти разночтения возникли?

- Статистика показывает рост в производстве одежды и текстильных изделий. И это говорит о том, что предприятия-лидеры ведут абсолютно конкурентоспособную работу. Такие компании как ГК АО «Меридиан», ООО «Надежда», ЗА «Богородский швейно-галантерейный комбинат», ОАО «Канат» имеют большие заказы, обшивают крупные госкорпорации и силовые ведомства, и дают основной оборот в этой сфере. За ними подтягиваются и менее масштабные по оборотам, но динамично развивающиеся предприятия. Например, фабрика Fors из Большого Мурашкина сегодня работает на рынок массового потребления: продает одежду на крупнейших торговых интернет-площадках - Lamoda и Wildberries, экспортирует в Казахстан, планирует выйти на китайский рынок. Все эти предприятия активно пользуются разными видами господдержки.

Но, как в любой другой отрасли, здесь есть аутсайдеры. Как правило, это предприятия, которые не проводят модернизацию, не ищут новые рынки, работают от заказа. Как следствие, их продукция неконкурентоспособна. В Нижегородской области создан кластер легкой промышленности, в котором такие компании могут получить необходимые консультации, обучение, помощь в построении правильной бизнес-модели. Но все это возможно лишь при желании руководителя развивать предприятие.

- Какую работу министерство проводит с малым бизнесом? Что делается, чтобы он перерос в средний?

- По количеству субъектов МСП Нижегородская область занимает 3 место в ПФО и 11 место в РФ. Но глобально такой задачи, чтобы весь малый бизнес перерастал в средний – нет. Есть задача в нацпроекте «Малое и среднее предпринимательство» по увеличению численности занятых в МСП. Сегодня в этом секторе в регионе трудятся около 480 тысяч человек, а к 2024 году их количество должно возрасти до 600 тысяч человек.

Для развития малого бизнеса у нас есть разные меры поддержки, как финансовые, так и нефинасовые. Кстати, губернатор добился увеличения средств на поддержку МСП в 2019 году в 4 раза – до 370 млн рублей. Согласно нацпроекту в моногородах Нижегородской области будет запущена программа по поддержке социального предпринимательства.

Для развития кооперационных связей между МСП и крупным бизнесом мы создаем кластеры, организовываем дни поставщика. Перечислять можно долго – сегодня более 30 организаций оказывают ту или иную поддержку и предпринимателям непросто разобраться, куда за ней идти.

Сейчас в Нижнем Новгороде мы создаем проект «Мой бизнес». Это огромный консультационный центр, который будет работать по принципу единого окна, где предприниматель по любому вопросу сможет получить консультацию: от регистрации и создания компании до выхода на экспорт.

- Тяжело ли местным производителям пробиться на прилавки крупных торговых сетей?

- На Питерском форуме я встретился с вице-президентом Metro Cash & Carry в России. Знаете, какой вопрос он мне задал? «Как городецкое ЗАО «Молоко» привести в сеть? Мы хотим видеть их продукцию, а они не отвечают на наши запросы». Поэтому некоторым предприятиям, которые создают качественный продукт (а городецкий молокозавод всегда все продает «с колес», у них всегда пустые склады), в сети попасть очень легко. Более того, сети сами за ними «бегают». Благодаря программе «Покупай нижегородское» на полках крупных магазинов в большем количестве представлены молоко, мясные и хлебобулочные изделия, яйца, овощи местного производства. Но и расти есть куда: и по объемам, и по ассортименту.

Конечно, с мешком картошки и немытой морковкой в сеть не попадешь. Есть требования, которые надо выполнят. Проблема в том, что производители не знают эти требования. Мы по поручению Глеба Никитина работаем над созданием прозрачного механизма взаимодействия между сетями и производителями. Так, 19 февраля мы провели мероприятие абсолютно нового формата: 9 сетей и 18 нижегородских производителей встретились на площадке ТПП НО в формате В2В. Обратная связь по встрече достаточно оптимистичная, и мы планируем такие мероприятия проводить и впредь. Хочу отметить, что сети тоже выразили большую заинтересованность в расширении сотрудничества с местными производителями.

- В Нижегородской области больше года назад заработала региональная программа повышения производительности труда «Эффективная губерния». Получилось ли увеличить объемы производства за счет внедрения бережливых технологий?

- Да. За время работы этой программы я увидел, насколько велики резервы предприятий по повышению производительности труда без дополнительных вложений только за счет внедрения производственной системы. Например, на «Узоле» выпуск шкафов увеличился более чем в 12 раз без инвестиций в технический процесс. На «Русполимете» выпуск колец шифра ТМЮ-102Т вырос с 370 до 650 в год, а незавершенное производство сократилось на 46%. Дело в том, что бережливые технологии помогают наиболее эффективным и экономичным способом выстроить всю производственную цепочку – от точки входа сырья на производство до склада готовой продукции.

Следующий этап программы повышения производительности труда – цифровизация производства. И вот сегодня я абсолютно уверен в том, что пока на предприятии не внедрена производственная система, цифровизация невозможна. Ну, потому что нельзя цифровизировать производственный бардак, сначала надо навести порядок. И мы этим сейчас активно занимаемся: бережливые технологии внедряют на 28 нижегородских предприятиях, к концу года их будет около 60.