Posted 10 августа 2020, 06:57
Published 10 августа 2020, 06:57
Modified 3 ноября 2022, 19:00
Updated 3 ноября 2022, 19:00
Кража с помощью интернета и сотовой связи
— Максимальное количество мошеннических действий сегодня совершаются с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Хищения в сети интернет, с банковских карт, с использованием сотовой связи квалифицируются как по статье 159 УК РФ «Мошенничество», так и по статье 158 п. «г» «Хищение с банковского счета или карты».
Наиболее распространена кража следующим способом: человеку на телефон поступает вызов, звонящий представляется сотрудником службы безопасности банка и говорит, что по его счету происходит несанкционированная операция. Чтобы ее остановить, нужно предпринять какие-то действия. Для большей убедительности, мошенники могут назвать ваши персональные данные: ФИО, год рождения, паспортные сведения, регистрацию и даже последние операции по банковским счетам. Часто совершают звонки с использованием IP-телефонии, с номеров, которые внешне выглядят как номер, например, правоохранительных органов или банка. Человек видит его на экране и теряет бдительность.
Далее человека могут заговорить до такой степени, что он называет злоумышленникам все приходящие в смс пароли. С их помощью деньги переводятся в неизвестном направлении. Кроме того, мошенники могут предложить вам установить «антивирусную» или какую-то другую «полезную» программу на телефон или компьютер. На самом деле это программа удаленного доступа, установив которую вы даете людям возможность дистанционно управлять любым вашим устройством.
Кроме того, вам могут предложить спасти деньги: снять их в ближайшем банкомате, а затем положить на якобы защищенный счет, который вам диктуют. Если вы это сделаете — деньги уйдут в неизвестном направлении. Уже второй год подряд этот способ хищения денег является наиболее распространенным.
На днях в нашей сводке был старший финансовый аналитик одной из крупных нижегородских компаний, которого обманули таким способом. Мошенники знают, о чем они говорят, у них хорошо подвешен язык, на любой вопрос есть ответ, заранее разработанная схема с нужными аргументами.
Совет
— Самое главное — понимать, что сотрудники банков никогда не будут вам звонить и говорить, чтобы вы совершили какие-то действия по телефону. Если у банка есть вопросы, то вам могут максимум предложить прийти с паспортом в ближайший офис, но не более того. Если же, звонящий сказал вам, что он сотрудник службы безопасности банка, просит совершить какие-то действия по телефону, однозначно ребята собираются совершить хищение ваших денег, разговор продолжать не стоит вообще. Сразу же кладите трубку.
Фишинговые сайты
— Вторым наиболее популярным способом мошенничества является обман с использованием так называемых фишинговых сайтов. Это сайты-двойники интернет-магазинов, банков и т. д. Например, вы хотите купить билет, вводите «продажа билетов». Вам высвечивается ссылка, вы туда заходите, думая, что это сайт крупной авиакомпании. Внешне он может выглядеть один-в-один с небольшими отличиями. Но если вы введете данные карты и подтвердите операцию, то ваши деньги уходят не на покупку билетов, а злоумышленникам.
То же самое может быть, когда вы хотите заказать доставку какого-то товара. Вы проходите по ссылке, думая, что это сайт какого-то перевозчика, который доставит вам посылку, но потом оказывается, что это фальшивка. Сейчас мы фиксируем огромное количество таких преступлений.
Есть также сайты-двойники интернет-магазинов, которые якобы торгуют вещами. Цены там гораздо ниже, чем в других онлайн-магазинах. Люди решают сэкономить пару тысяч, заходят туда, совершают и оплачивают покупки, а затем прощаются со своими деньгами, не получая вещей.
Совет
— Когда вы покупаете что-либо в интернет-магазинах, сначала почитайте отзывы других пользователей. Ввели доменное имя и не нашли никаких отзывов? Соответственно, интернет-магазин только создан, и не нужно с ним связываться. Либо же вы можете найти много отрицательных откликов, которые обычно люди пишут в течение пары месяцев существования подобных сайтов-дублеров. Внимательно читайте названия интернет-магазинов, обращайтесь только на официальные сайты организаций.
Сайты объявлений
— Еще одной популярной разновидностью обмана являются объявления, размещенные на таких площадках, как «Юла», «Авито», «Из рук в руки» и т. д. К примеру, злоумышленники размещают информацию о продаже какой-то вещи. Вы звоните «продавцу», в ответ вас начинают всячески торопить, говорят о том, что вы десятый по счету потенциальный покупатель и, чтобы не отдать предпочтение другому человеку, нужно внести предоплату.
Разумеется, деньги уйдут в никуда, а товар вы не получите. После этого переписка с вами прекратится. Таким образом нередко «продаются» автомобили. Например, вы нашли машину, которая стоит почему-то значительно дешевле, чем должна. Вам человек говорит, что продает ее срочно, потому что у него болеет родственник, ему нужно погасить кредит, срочно уехать за границу и т. п. У покупателя загораются глаза, он убежден, что автомобиль надо срочно купить, внеся предоплату. Ну, а дальше обманутый человек обращается в полицию, и она уже ищет этих «продавцов».
Еще один вариант: вы находите объявление и начинаете диалог с «продавцом». Он может предложить вам общение в мессенджере. Далее вы договариваетесь о сумме сделки, и «продавец» сбрасывает вам ссылку на сайт «Авито». Вы по ней переходите, вносите свои реквизиты и оплачиваете покупку.
Однако на самом деле, ссылка отличается от доменного имени официального сайта, а деньги уходят мошенникам.
Совет
— Не сообщайте неизвестным какую-либо информацию о своей банковской карте (номер, срок действия, данные держателя, CVC-код). Не сообщайте ни при каких обстоятельствах пароли на проведение операции и пароль для входа в систему «Банк.Онлайн» — это ваша личная конфиденциальная информация. Внимательно читайте названия сайтов, на которые вы переводите деньги. Если с вас требуют внести предоплату, либо торопят с авансом, то это повод насторожиться. Лучше всего заказывать покупки, которые можно получить в пунктах выдачи.