Posted 6 октября 2015,, 13:04

Published 6 октября 2015,, 13:04

Modified 12 ноября 2022,, 14:20

Updated 12 ноября 2022,, 14:20

Татьяна Виноградова: Волжский откос и кремль достойны стать объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО

6 октября 2015, 13:04
В минувшую пятницу, 2 октября, на базе кафедры ЮНЕСКО Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета состоялось заседание координационного комитета кафедр ЮНЕСКО, приуроченное к празднованию 70-летия организации. В рамках заседания, в частности, были затронуты вопросы открытия новых кафедр в российских университетах. Мы побеседовали с исполняющей обязанности заведующего кафедрой ЮНЕСКО ННГАСУ, профессором, кандидатом технических наук Татьяной Павловной Виноградовой об истории создания единственной в Нижегородской области кафедры ЮНЕСКО, о проблемах ее существования, а также о перспективах включения в Список Всемирного наследия объектов нашего региона.

– 16 ноября исполняется 70 лет со дня основания ЮНЕСКО. Как этот юбилей отмечает ваша кафедра?

– В мае этого года традиционный, 17-й по счету, форум «Великие реки», одним из организаторов которого является наша кафедра ЮНЕСКО, прошел под знаком юбилея ЮНЕСКО. В частности, мой доклад носил название «Россия в пространстве всемирного культурного наследия». Должна заметить, что это большая проблема. Откройте карту России и карту Европы и сравните количество памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО у нас и за рубежом. На огромную Россию – всего 26 объектов, что составляет примерно 2,5% от общего числа памятников на планете (1060), причем лишь 16 из них включены в список по культурным критериям, остальные 10 – это памятники природы. В то время как карты Италии или Испании буквально испещрены значками объектов Всемирного наследия.

– По какой причине в России так мало объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО?

– В России ведется недостаточно работы в этом направлении. В связи с этим в одном из своих выступлений наш президент обратился к губернаторам с указанием выдвигать объекты на вверенных им территориях в Список Всемирного наследия. Ведь – подумайте только! – в Нижегородской области нет ни одного зарегистрированного в этом списке памятника.

– А какие объекты в Нижегородской области, на ваш взгляд, достойны войти в Список ЮНЕСКО?

– К примеру, наш кремль вполне достоин такого звания. На данный момент в России всего два кремля входят в Список ЮНЕСКО – московский и казанский. В предварительный список – а это кандидаты на включение в Список Всемирного наследия – внесены ростовский кремль, астраханский, псковский и угличский. Нижегородского кремля среди кандидатов нет. Почему? Потому что для того, чтобы объект был внесен в список, он должен сохраняться в историческом виде. У нас же на территории кремля значительные потери: я имею в виду уничтоженные храмы, в настоящее время строится новое административное здание, Ивановский съезд превращен в стоянку для автомобилей – все это ЮНЕСКО не поощряет.

Посмотрите на казанский кремль: там находятся два знаковых храма – Благовещенский собор и мечеть, там резиденция руководителя республики. То же и с московским кремлем: там президент, храмы, музеи, экспозиции. Совет Федерации, Государственная дума, руководство Москвы – все это вынесено за пределы кремля. Если мы хотим, чтобы нижегородский кремль внесли в Список ЮНЕСКО, мы должны вставать на аналогичный путь.

– Какие еще объекты вы бы внесли в список?

– Я мечтаю видеть в Списке Всемирного наследия наш Волжский откос. Нашу набережную на высоком берегу создал Николай I, это удивительное место – и с точки зрения природы, и с точки зрения культуры. Есть такой раздел объектов Всемирного наследия – культурный ландшафт, именно в него я бы и включила наш откос. Он мне представляется своеобразной террасой «Европы над Азией», это хороший культурный образ. Как-то раз я показывала нашим зарубежным гостям город, мы вышли на набережную, и кто-то, глядя на уходящие в бесконечность синеющие леса, тихо и проникновенно спросил: «А что там дальше? Сибирь?»

Можно попытаться представить в Список Всемирного наследия береговую линию Оки и Волги, то есть говорить о едином культурном ландшафте, куда вошли бы и кремль, и Печерский монастырь, и Благовещенский, и набережные – весь комплекс.

– Нижегородский кремль и Волжский откос – единственные претенденты в нашем регионе на включение в Список ЮНЕСКО?

– Разумеется, нет. Тут мы можем рассуждать долго: в Нижегородской области множество достойных объектов. Но я не могу не упомянуть о творческом наследии Владимира Шухова. Он мой кумир, он гений масштаба Леонардо да Винчи. Вспомним Всероссийскую промышленную и художественную выставку 1896 года в Нижнем Новгороде: именно здесь Шухов проявил себя как создатель уникальных строительных конструкций. Сегодня в Нижегородской области сохранились сооружения, созданные великим Шуховым: листопрокатный цех и водонапорная башня в Выксе, многоярусная гиперболоидная башня – бывшая опора ЛЭП на берегу Оки у Дзержинска. Кстати, в рамках международного проекта нашей кафедры ЮНЕСКО, во многом силами нашего университета был выполнен проект восстановления этой башни.

В наши дни идеи Шухова широко используются и реализуются при создании уникальных сооружений, естественно, в новых материалах. Так, прообразом знаменитой башни в Гуанчжоу (640 м) является шуховский гиперболоид, а висячие покрытия Олимпийского стадиона в Мюнхене – это конструкции, изобретенные Шуховым… Творческое наследие Шухова важно включить в Список Всемирного наследия, в раздел «Архитектурные шедевры».

Достойное место в Списке Всемирного наследия мог бы занять единый природный и культурный объект «Нижегородское Приволжье», включающий проточный участок великой реки Волги с расположенными на его берегах сотнями памятников. Особый интерес среди них представляют находящиеся здесь уникальные объекты природы: крупнейший в Европе комплекс водно-болотных угодий – Камско-Бакалдинские болота, Керженский заповедник, марийские священные рощи, мордовские святилища, парки-усадьбы XIX века, озеро Светлояр…

– Татьяна Павловна, кафедра ЮНЕСКО на базе ННГАСУ существует вот уже 17 лет, имеет богатую историю. Какой проект за годы существования кафедры вы назвали бы знаковым?

– Безусловно, это форум «Великие реки». Как я уже говорила, в этом году он проводился в 17-й раз и был приурочен к 70-летию ЮНЕСКО. Первоначально поведение этого форума, так же как и инициатива открытия самой кафедры ЮНЕСКО, принадлежала нашему великому ректору Валентину Васильевичу Найденко. Тогда, в первые годы, по его же поручению я ездила в Париж, вела переговоры об участии в первых форумах зарубежных коллег. ЮНЕСКО предоставляла нам экспертов почти по всем великим рекам планеты: Амазонке, Янцзы, Нилу и многим другим. Вообще идея сохранения бассейнов рек – она глобальная и очень красивая. Материки пронизаны реками, и устойчивое развитие и сохранение их бассейнов – это вопрос устойчивой жизни всей планеты.

– Вы говорите «тогда ЮНЕСКО предоставляла». Теперь – нет? Масштаб проекта «Великие реки» со временем уменьшился?

– Не совсем так. Масштаб, может быть, и не уменьшился, но сменился формат. Раньше в приоритете стояло приглашение ведущих экспертов, к нам приезжали легендарный Тур Хейердал, мадам Кусто со своей командой… Теперь, на мой взгляд, в приоритете расширение выставочных площадок. Хотя глобальная идея – устойчивое развитие мира через сохранение великих рек – осталась неизменной.

– А получаете ли вы помощь непосредственно от ЮНЕСКО? Я имею в виду финансовый аспект.

– Видите ли, в данный момент так сложилось, что ЮНЕСКО дает деньги на реализацию проектов только тогда, когда инициатива снизу вписывается в рамки одной из программ организации. Так случилось, к примеру, с проектом Volga vision. Будем надеяться, со временем такое положение вещей изменится.

Галина Курочкина

"