Posted 2 апреля 2019,, 06:39

Published 2 апреля 2019,, 06:39

Modified 3 ноября 2022,, 18:03

Updated 3 ноября 2022,, 18:03

Солодкий: я бы не стал говорить о противостоянии чиновников и бизнесменов

2 апреля 2019, 06:39
Уполномоченный по правам предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий в интервью NewsNN рассказал о взаимодействии с правительством региона и парламентом, уголовном преследовании бизнесменов и развитии сферы за годы его работы.

- Павел Михайлович, сколько обращений поступает в ваш аппарат от предпринимателей Нижегородской области? Скольким удается помочь?

- За пять лет поступило более 4 тысяч обращений, проведено более 1 тысячи личных встреч. За последний год около 400 жалоб поступило. Большинство мы берем в работу. Хотя есть и отказы, когда обращающийся человек не является предпринимателем.

Где-то 55-58% обращений совершенно четко удалось отстоять. В 2018 году по 40 обращениям принимали участие в судах с предпринимателями, права которых ущемлены тем или иным госорганом.

- На что, в основном, жалуются предприниматели, которым вам удается помочь?

- Жалобы совершенно разные. Это и объекты нестационарной торговли, и налоговые вопросы, и кадастровая стоимость объектов, и проверки надзорных органов. 34 обращения за 2018 год (около 9% от общего числа) связаны с уголовным преследованием.

- У вас есть статистика, в скольких случаях уголовное преследование незаконно?

- Надзор за законностью возбуждения уголовных дел осуществляем прокуратура. Поэтому мы не даем оценку законности как таковой.

Есть позиция президента РФ, который из года в год в послании говорит о том, что хватит кошмарить бизнес. Но, как правило, такие меры, как подписка о невыезде, залог, используются редко. В прошлом году залог у нас в области из нескольких тысяч уголовных дел использовался всего лишь четыре раза.

Вопиющий случай у нас с нижегородским предпринимателем случился в апреле прошлого года. Хотя споры двух коммерческих структур находились в арбитражном суде, в Мурманске следователи приняли заявление местного предпринимателя, приехали сюда, произвели обыски, надели на нижегородца наручники и увезли. Жене сказали, пока он не признается и не заплатит мурманскому предпринимателю десятки миллионов рублей, следователь не разрешит встречи с ней. Человек просидел в СИЗО г. Мурманская до сентября. Мы сделали все с Титовым Борисом Юрьевичем [бизнес-омбудсмен РФ - NewsNN], с генеральной прокуратурой, чтобы мера пресечения была изменена на залог.

- Всегда ли проверки бывают уместны? Насколько чиновники могут давить проверками на бизнес?

- По указу президента уже на протяжении трех лет прокуратура четко контролирует плановые проверки. Но контрольно-надзорные органы, конечно, научились обходить эти ограничения. Делаются внеплановые проверки по заявлению кого-либо. Порой бывают даже анонимные. Проводятся административные расследования, которые не нужно согласовывать с прокуратурой.

Позиция Титова и аппарата – все проверки обязательно должны быть под контролем прокуратуры. Но, к сожалению, пока реализовать это не удалось.

- В каком взаимодействии вы находитесь с руководством области? Например, при главе Татарстана создан совет по предпринимательству. Раз в три месяца он собирается в больших залах и там бизнесмены обращаются к главе со своими вопросами. Собираетесь ли перенимать такой опыт?

- Действительно, опыт Татарстана один из лучших в России. Мы наблюдаем несколько лет за ним.

Должен заметить, что в Нижегородской области в тесном взаимодействии с Глебом Сергеевичем Никитиным [губернатор - NewsNN] выстроена подобная схема, только с нашими особенностями. Мы договорились, что раз в полгода будут проходить встречи с предпринимательским сообществом. Но предшествовать им будет серьезная подготовка. Губернатором даны поручения: первое – назначить инвеступолномоченных в каждом районе области, второе – ежеквартально проводить встречи с предпринимателями в районах с приглашением прокуроров и общественных помощников уполномоченного. Кроме того, при каждом замгубернатора создан Совет по предпринимательству, который не реже раза в квартал собирается и рассматривает наболевшие вопросы.

Встреча губернатора с предпринимателями прошла 17 декабря. Следующая планируется в мае. Сейчас формируются рабочие группы при заместителях губернатора. Этот подход должен позволить оперативно решать проблемные вопросы предпринимателей.

Система выстроена, мы будем отслеживать эффективность ее работы.

- Чтобы попасть на эту встречу, предпринимателю куда нужно обращаться?

- Эту встречу организовывает областное министерство экономики и инвестиций региона совместно с основными бизнес-объединениями региона. Через Торгово-промышленную палату, «Деловую Россию», «Опору России», а также через аппарат уполномоченного подаются заявки, задаются вопросы, приглашаются предприниматели. Это совершенно открытый формат. Глеб Сергеевич открытый человек. Последняя встреча длилась 3,5 часа. Практически все, кто хотел задать вопросы, сделали это.

- Как выстроено взаимодействие аппарата уполномоченного с Заксобранием региона? Все-таки большинство депутатов – это бизнесмены. Насколько они лоббируют свои личные интересы в ЗСНО?

- Я назначаюсь на свой пост решением Законодательного собрания по итогам тайного голосования депутатов по представлению губернатора и Уполномоченного при президенте РФ, поэтому взаимодействие с ЗСНО происходит тесно на всех заседаниях, профильных комитетах. Я отчитываюсь о своей деятельности перед ЗСНО раз в год.

То, что большинство депутатов – предприниматели, это неплохо. Это как играющий тренер. Они знают проблемы той или иной отрасли и стараются их регулировать через законодательные инициативы.

Конечно, всегда есть споры. По ряду вопросов мы имеем свое мнение. Моя задача – чтобы мы были услышаны, и принимались те законодательные акты, которые являются лучшими практиками в регионах России.

- В Нижнем Новгороде принят закон о рекламных вывесках. Он затронет большое количество предпринимателей, которые занимаются розничной торговлей. С одной стороны, мы понимаем, что для внешнего вида города, для его туристической привлекательности такой закон нужен. С другой стороны, он повлечет большие траты со стороны предпринимателей. Как ваш аппарат взаимодействует с муниципалитетами по этому вопросу?

- Взаимодействуем тесно. В конце февраля мы подписали с Владимиром Пановым [мэр Нижнего Новгорода - NewsNN] соглашение, что все нормативные правовые акты, прежде чем по ним будут приниматься решения, будут проходить оценку регулирующего воздействия в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей.

По рекламе мы обозначили свою позицию. Во-первых, наводя порядок, нужно не забывать о том, что всегда должен быть разумный переходный период. Во-вторых, по рекламным конструкциям наша позиция не совсем совпадает с администрацией Нижнего Новгорода, которая на 40% решила поднять стоимость аренды этих поверхностей. Это повышение касается только законных предпринимателей. Тех, кто нелегально занимается бизнесом, это не коснется.

Нужно бороться с нелегальным бизнесом, а законных предпринимателей холить и лелеять, создавать условия для развития, тогда налоговая база будет расти и бизнес-климат будет другой.

- Как вы охарактеризуете взаимоотношения чиновничьего аппарата и предпринимателей в Нижегородской области. Насколько они противостоят друг другу?

- Я бы не стал говорить о противостоянии. На самом деле очень много есть эффективных руководителей среди чиновников, которые качественно выполняют свою работу и являются примером для многих. Также и в бизнесе есть передовики производства, а есть такие, что лучше бы они ничем не занимались.

Поэтому мы сталкиваемся больше с другим: есть отдельные госслужащие, которые порой тормозят процесс и стараются отправлять предпринимателей в суды, чтобы самим не принимать решения.

- Наверное, самый простой способ для предпринимателя - найти покровителя во власти и работать с ним. Однако это плохо сказывается на конкуренции?

- По большому счету бизнес развивается в среде. А среду создает власть. Какая среда создана, так бизнес и растет. Если в какой-то местности или ведомстве преобладают коррупционные схемы, то, конечно, пробиваться будет тот бизнес, который принял эти правила. Если эти каналы перекрыты, то там появляются совсем другие компании, которые могут блеснуть своим знаниями и профессионализмом, а не тем, сколько они кому занесут.

- Как на региональном уровне у вас выстраивается работа с Корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства?

- Конструктивно.

- Когда бизнес жаловался на барьеры в госзакупках, точек соприкосновения с Корпорацией не было?

- Мы же защищаем права предпринимателей. Обычно к нам обращаются те, кто уже столкнулся с какими-то проблемами, те, чьи права были нарушены.

Проблемы заключаются в другом. Пробиться – это одно дело, а вот получить деньги за выполненную работу или услугу, порой, намного сложнее. Например, «Чкаловской судоверфи» на протяжении четырех лет не платит за выполненные работы федеральное государственное бюджетное учреждение. Долг составляет около 10 млн рублей. Сейчас судоверфь находится в тяжелом финансовом положении, не может выплатить заработную плату примерно в такой же сумме. А учреждение не спешит рассчитываться. Мы обратились в генпрокуратуру.

- Вы уже долгие годы возглавляете аппарат. В каком направлении развивается предпринимательство региона все это время? Это бурное развитие, просто развитие или стагнация?

- Мы с вами переживаем разные стадии и этапы развития. Предпринимательство неразделимо с остальным нашим обществом. Санкции стимулировали рост бизнеса в сельском хозяйстве, сельхозпереработке, то, чего было недостаточно у нас до этого.

Но количество юридических лиц и ИП в регионе стало меньше. На это есть объективные причины: налоговая начала самостоятельно закрывать компании - «пустышки».

На протяжении пяти лет мы видим, что покупательская способность снижается, а требования со стороны государства увеличиваются. Соответственно, растут дополнительные издержки для бизнеса. Поэтому ряд предпринимателей уходит, не выдержав тех требований, которые им предъявляет государство.

Надеюсь, что той поддержкой, которая продекларирована в нацпроектах, удастся увеличить не только количество работающих в бизнесе, но и переориентироваться с простой торговли на производство и переработку.

- Повышение НДС – это серьезный удар по бизнесу?

- Этим повышением залезли в карманы каждому из нас. Учитывая, что население и так не очень богато живет, сокращается количество ипотек, покупок каких-то вещей.

- Вы – председатель НРО «Партии роста» и член политсовета. Каковы перспективы партии на выборах, которые будут проходить в Нижегородской области в ближайшие годы? Ваше мнение о необходимости такой партии для лоббирования интересов бизнеса?

- Партия показала свою необходимость и 3 года активно развивается. Готовимся к выборам 2021 в Госдуму РФ, а также в думу Нижнего Новгорода и Заксобрание региона. В этом году Партия будет участвовать на муниципальных выборах.

Хочется привести новые лица, которые реально хотят что-то сделать для своих территорий. Я надеюсь, что нам удастся привести десятки достойных, не только предпринимателей, но и просто неравнодушных граждан на муниципальные выборы. У партии есть четкая программа, разработанная Столыпинским клубом и представленная Президенту РФ. Отдельные положения этой программы нашли отражение в послании Президента Федеральному Собранию, которое было представлено в марте.

"