Posted 10 августа 2016,, 08:07

Published 10 августа 2016,, 08:07

Modified 12 ноября 2022,, 14:04

Updated 12 ноября 2022,, 14:04

Дэвид Э. Хоффман «Шпион на миллиард долларов»

10 августа 2016, 08:07
Дэвид Э. Хоффман «Шпион на миллиард долларов»
Яркое солнце, зеленая трава, бесконечные летние каникулы. Наш маленький двор. Две машины во дворе, скамейки с приклеенными к ним старушками, пыльные тропинки. Мы играем в шпионов. Мы – это я, мой брат Сережка и его лучший друг Саня. Самый главный и неуловимый шпион, конечно, Сережка, потому что он старший и это он придумал игру. Саня – наш связной, я – подруга связного. Я должна сидеть, наблюдать и дать сигнал, когда наш главный враг начнет приближаться к кустам акации, то есть к штабу. Главный враг – баба Люся из первого подъезда, слежка идет за ней. Вот объект с авоськой в руках выходит из подъезда, я встаю на скамейку и начинаю прыгать на ней, о том, что сигнал получен, свидетельствует длинная палка, появляющаяся из кустов. На палке закреплен бабушкин шарф. Палка выписывает в воздухе круг, один раз, второй. Это значит, что мне можно возвращаться в штаб. Мчусь туда на всех парах. Над моей головой проносится футбольный мяч, он летит прямо в наш штаб и попадает в сигнальную палку, которая падает и своим острым концом и гвоздем на нем распарывает щеку нашему связному. Первой на месте происшествия оказывается баба Люся, которая зажимает рану носовым платком и за руку тащит связного в сторону подъезда, где он живет. Мы с Сережкой смотрим нашему другу в след.


Рана оказалась глубокой, Саню увезли в травмпункт и наложили пять швов. Через пару дней нам разрешили навестить боевого товарища. Он выглядел вполне счастливым и немножечко гордым, повязку еще не сняли. «Эх, - сказал Сережка, - теперь у тебя есть шрам, а это особая примета, не быть тебе больше шпионом». И Саня заплакал.

Это реальная история моего детства, которое пришлось на 80-е годы. Я вспомнила ее, когда читала роман «Шпион на миллиард долларов. История самой дерзкой операции американских спецслужб в Советском Союзе». Книга основывается на реальных событиях, которые происходили в Москве в конце 70-х и начале 80-х годов. Советский инженер, работавший в московском НИИ, Адольф Толкачев предложил США поставлять данные о разработках СССР в сфере радиоуправляемых ракет. Сотрудничество продолжалось много лет. Толкачев, а точнее агент Сфера, успел передать ЦРУ тысячи страниц секретных документов. По данным американских источников, в результате этого сотрудничества Штаты смогли сэкономить порядка миллиарда долларов.

Я совсем не ожидала, но это было очень увлекательное чтение. В принципе, это история работы ЦРУ на территории Советского Союза, начиная с 1947 года, года создания этой организации. Это документальная проза о рабочих буднях американской разведки. Это очень подробный рассказ о работе ЦРУ со своим самым ценным агентом, рассказ подкрепленным огромным количеством документов и редкими фотографиями. Автор книги - известный американский журналист Дэвид Хоффман, лауреат Пулитцеровской премии, мастерски владеющий пером. Читая книгу, не покидает ощущение, что она написана не в 2015 году, а в период холодной войны между США и СССР. Потому что журналист Хоффман пишет прямолинейную книгу, исключающую иную точку зрения, другой взгляд на происходящие события. В книге СССР – абсолютное зло, американские разведчики – бравые парни, сражающиеся с этим злом, агент «Сфера» отличный инструмент для достижения целей. Все четко и понятно. Только я не получила ответ на один вопрос: Что заставило Толкачева стать агентом ЦРУ?

Читая книгу, я постоянно искала ответ на этот вопрос. Обычный москвич, из обычной советской семьи, в течение нескольких лет пытается наладить связь с американскими дипломатами и через них выйти на ЦРУ. Два года он ищет возможность стать шпионом, а потом более пяти лет, рискуя своей жизнью и жизнью своей семьи, передает чертежи ракет в Штаты. Американцы объясняют это местью за репрессированную в 37 году семью Натальи, жены Толкачева, возможно, это была одна из причин, но точно не основная. Толкачев ненавидел СССР с его уравниловкой, вечным дефицитом, серостью. Но стоила ли эта месть той жизни, которую вел американский шпион в СССР? Он получал огромные деньги, которые не мог потратить, он не мог купить то, что покупали все москвичи у фальцовщиков: пластинки, книги, джинсы, боясь вызвать подозрения. Однажды, испугавшись провала, Толкачев на даче сжег 300 000 рублей. Представляете, что это была за сумма в 80-е годы в СССР? Он был вынужден скрываться от жены и сына, боясь подставить под угрозу их жизни. И все это ради страны, в которой он даже ни разу не был. В каком-то интервью бывшего полковника КГБ я прочла версию, что Толкачев просто продался, на полученные деньги купил дачу и машину. Смешно! Толкачев, получавший по советским меркам неплохую зарплату в 300 рублей, уже в зрелом возрасте владел «копейкой» и небольшим участком земли с дачным домиком в Подмосковье.

Все намного сложнее. Толкачеву не хотелось быть частицей серой массы, хотелось внимания и признания, уважения и заботы, которые невозможно было получить от тоталитарного государства. Ведь именно от этого его просьбы прислать через агентов ЦРУ бритвенные лезвия, облепиховое масло и даже хорошие ластики для сына, поступающего на архитектурный факультет. Ластики, Карл! На примере жизни семьи Толкачевых автор отлично описал быт советских людей. Рекомендую особенно это почитать тем, кто ностальгирует по жизни в СССР.

P.S.На днях я звонила брату, на мой вопрос, как дела, он ответил: «Да все хорошо, старший вот только недавно щеку какой-то палкой распорол, наложили три шва». «С друзьями в мстителей играл», - усмехнувшись, добавил он.

Инна Дятлова

"