Posted 19 июня 2016,, 20:59

Published 19 июня 2016,, 20:59

Modified 12 ноября 2022,, 14:06

Updated 12 ноября 2022,, 14:06

ЕГЭ. ЕДИНЫЙ и НЕЛЮБИМЫЙ

19 июня 2016, 20:59
ЕГЭ. ЕДИНЫЙ и НЕЛЮБИМЫЙ

Сегодня наши дети пишут ЕГЭ, я уже не могу ничем им помочь – почему бы не поразмыслить пока вслух об этом явлении нашей жизни?

Давно уже все, кому не лень, честят ЕГЭ. Для начала отметим его достоинства.

Тест, если он хорошо составлен, более объективен, нежели грозный учитель, который знает ученика едва ли не с пелёнок и думает, что знает насквозь. …Вот неглупый парень подходит к окончанию школы с семью двойками, которые, конечно, общими усилиями исправляются. Учителя утверждают, что он полный лоботряс и просто завалит ЕГЭ. ЕГЭ он сдаёт без особых усилий на 40-50 баллов – троечный результат – и поступает в приличный вуз, Водную Академию. Которую выбрал потому, что с его экзаменационными баллами туда принимали. Тест оказался мудрее учителя? дождёмся окончания этой истории…

Вот, кстати, и второй плюс ЕГЭ – с набранными баллами выпускник может подать документы в любой университет с самым пышным наименованием.

Третий плюс – задания ЕГЭ соответствуют школьной программе, никаких завышенных требований со стороны вуза не предполагается. И вдруг оказывается востребован в качестве репетитора обычный школьный учитель - кандидат наук несколько упал в цене…

Теперь о плохом. Ужасно само намерение проводить единый экзамен по стране, занимающей 1/9 часть поверхности Земли. Министерство, взрастившее эту идею, напоминает Угрюм-Бурчеева из «Истории одного города», который разрушил Глупов и пытался изменить течение реки, коль скоро оно не соответствовало его прямолинейным идеалам. Первыми восстают часовые пояса. Пока в Нижнем приступают к ЕГЭ, в Хабаровске он уже закончен, и начальство скрежещет зубами при виде «секретных» заданий, выложенных в сети. Поэтому никто не может получить на руки или скопировать тесты, уже решённые учащимся, по окончании экзамена. Вы не узнаете, на чём споткнулся ваш ребёнок и с чем он справился, если не подадите апелляцию. Редкий родитель идёт на такое, а учителю и туда вход закрыт.

Почему нельзя допустить, чтобы задания составлялись разные: во Владивостоке одни, а в Нижнем Новгороде другие, по общему образцу?

Больше всего в ЕГЭ раздражает его полицейская процедура. Например, чтобы начать экзамен в 10-00, ученикам объявляют сбор в школе на два часа раньше, к 8-ми. Пока соберёмся, пока дойдём – кто-то опоздает, кто-то проспит, кто-то документы забудет… А идти до места сдачи ЕГЭ, соседнего лицея, – пять минут. Два часа и пять минут – серьёзная разница! Почему ребёнок не может явиться на место сам, минуя школу? Что за трагедия, если он опоздает или забудет бумажку с печатями? Всему можно найти объяснение, но дело гораздо проще: страна должна начать экзамен ровно в 10:00 и завершить в 13:55. А иначе мозг нашего коллективного Угрюм-Бурчеева сгорит в когнитивном диссонансе.

Я не говорю про полицейские меры сопровождения и контроля. Раньше я относил их к эксцессу исполнителя. Не могут чиновники от образования работать гуманно, с уважением к людям; барское отношение к учителю и ученику у них в крови. Но именно замысел единого экзамена влечёт за собой эти экцессы. Нетрудно предвидеть, что чиновник все проблемы будет решать за наш счёт; а если поставить перед ними непреклонные требования – 10:00 и т.п. - то провоцируется только приумножение этих проблем. Не было бы этой неумолимости свыше – легче решались бы текущие неурядицы, в рабочем порядке.

Разумеется, с трудностями столкнутся организаторы любого экзамена. Но я спрошу: кто должен организовывать ЕГЭ? Когда я провожу выпускной экзамен в своём учебном кабинете, я хорошо представляю себе, при наличии некоторого опыта, что именно и зачем нужно сделать. И я беру на себя ответственность за организацию. Но ЕГЭ – не выпускной, а вступительный. Один мудрый человек заметил давно: «Коллеги, поздравляю – выпускных экзаменов больше нет!» Не верите? Вот отличница сдаёт математику - обязательную и нелюбимую - на 54 балла и рада им; между тем, это троечный результат! А у неё в аттестате пятёрка, и глава города уже вручил ей золотую медаль у Вечного огня… Почему же именно школа должна взять на свои плечи организацию ЕГЭ? Видимо, так проще с точки зрения высшей целесообразности. …Представьте себе: Вы выходите из дома, с собачкой погулять или дышите свежим воздухом, болтаете с соседом, а тут подъезжает чувак, паркует автомобиль на газоне и заявляет: «Слышь, братан, присмотри тут за моей машиной пока, всё равно стоишь и ничего не делаешь!» Учителю в июне заняться нечем – иной мотивации для привлечения его к единому экзамену я не знаю.

… Нужен ли нам ЕГЭ? Вопрос так не стоит, при нынешнем правительстве ЕГЭ неизбежен. Дети и учителя смирились и приспосабливаются. Но вдруг что-то можно и в нём изменить?

Учительница с немыслимым стажем, которая помнит меня ещё ребёнком, заметила: разумно было бы сделать ЕГЭ экзаменом по выбору. Хочет учащийся сдавать в форме теста – на здоровье, хочет в традиционном виде – пожалуйста. Тоже вариант, почему нет? Не стоит отнимать у подрастающего гражданина России возможность выбора.

P.S. Окончание истории про выпускника, который сдал ЕГЭ и поступил, несмотря на школьные двойки: он вылетел из Академии после первой же сессии, которую завалил, потому что прогуливал занятия. Типичный лоботряс!
"