Posted 8 июня 2017,, 10:32

Published 8 июня 2017,, 10:32

Modified 3 ноября 2022,, 16:59

Updated 3 ноября 2022,, 16:59

КТС в Нижнем Новгороде: плоды ретро - эпохи

8 июня 2017, 10:32
Крупные города России живут трудно. Приличный уровень финансирования развития инфраструктуры ощутим лишь в Москве и Казани. Многие программы развития систем мобильности столкнулись с сокращением финансирования в последние 5-7 лет. Но даже в этом омуте Нижний Новгород сумел отличиться движением вспять.

Городские власти вернулись к проектным решениям советских лет при нынешнем гораздо более скромном финансировании.

Само название КТС находится в диссонансе с современным мировым трендом создания систем полной мобильности (Complete Mobility, CM). Такие системы разрабатывают, например, крупнейшие корпорации ИБМ и Сименс. В самом названии «Полная Мобильность» на первом месте – человек и его возможность легко перемещаться по городу. Цель систем CM – обеспечить альтернативные варианты перемещений с помощью общественного транспорта. Иными словами, у жителей должна появиться возможность выбирать для конкретной поездки между метрополитеном и нерельсовым транспортом, между скоростным трамваем и велосипедной дорожкой, между скоростным автобусом по выделенной полосе и маршрутным такси по несколько иному маршруту. В КТС Нижнего Новгорода вышеуказанные современные альтернативы не разработаны, потому что задача сокращения времени поездок не стоит.

Полная мобильность предполагает создание пересадочных узлов для быстрой и удобной пересадки с одного вида транспорта на другой. Для этого остановки наземного транспорта должны перемещаться ближе к остановкам метрополитена и железнодорожного транспорта. Такой подпрограммы в КТС нет.

Нижний Новгород пошел своим путем – отказом от развития существующей системы за счет сокращения маршрутов самого популярного вида транспорта – маршрутных такси и создания вместо них укороченных маршрутов муниципальных автобусов. Это такой ненавязчивый способ заставить людей вместо движения на одном виде транспорта «от двери к двери» поучаствовать в пеших переходах между удаленными друг от друга остановками метро и автобуса и в ожидании редких автобусов большой вместимости. Очевидно, что для заданного пассажиропотока потребуется в два раза меньше больших автобусов по сравнению с количеством маршрутных такси. Значит, интервал движения увеличится вдвое. В результате жители Нижнего Новгорода получат реальное ухудшение качества поездок при увеличении затрат, а город понесет существенные бюджетные расходы на создание парка автобусов большой вместимости, в то время как сейчас затраты на приобретение коммерческих автобусов малой и средней вместимости несут частные перевозчики.

Сейчас проходят конкурсы по новым направлениям движения вместо популярных коммерческих маршрутов. Нас ждет один очевидный результат – увеличение продолжительности поездок при увеличении затрат городского бюджета и граждан. Вот свежий пример из проходящих сейчас конкурсов на маршруты коммерческого транспорта. Жители ул. Космической получат ликвидацию маршрутов 65 и 68. Взамен - лишь возможность использования уже существующего муниципального автобуса 68 и коммерческого маршрута 49. Сокращается число маршрутов от Московского вокзала в нагорную часть Нижнего Новгорода. Не развиваются маршруты малой вместимости. В то время как, если во главу угла поставить интересы жителей, то логично было бы для увеличения удобства пассажиров расширить как сеть муниципальных автобусов, так и сеть маршрутных такси.

Если посмотреть на основные затратные положения КТС, то они направлены на развитие транспорта для деревни Ольгино. То есть, вместо развития географического центра города, включающего прибрежную зону Оки в Ленинском районе, зону возле Шуваловского канала, бывшие деревни Гвоздиловку, Карповку и поселок Дачный и улучшения мобильности в уже освоенной Нагорной части города большую часть бюджета направят на загородные территории. При таком подходе, отрицающем лучший мировой опыт, мы не дождемся создания современных транспортных систем, улучшающих внутригородскую мобильность.

Мой прогноз по судьбе КТС такой. Денег на новую разумную КТС нет и не будет в ближайшие лет 10. Поэтому без особого шума и без очередного грандиозного финансирования оперативными решениями грубые провалы КТС будут исправлены, а по-настоящему эффективная КТС будет создана не скоро.

"