Posted 14 декабря 2015,, 07:44

Published 14 декабря 2015,, 07:44

Modified 12 ноября 2022,, 14:16

Updated 12 ноября 2022,, 14:16

Корпоративная благотворительность

14 декабря 2015, 07:44
Корпоративная благотворительность

В конце ноября у нас в Нижнем Новгороде прошла третья конференция «Корпоративная благотворительность: лучшие российские практики». Каюсь, раньше я такие мероприятия откровенно игнорировала (была уверена, что там будет скууука – как говорит мой любимый Шерлок в исполнении Камбербетча). Но в этот раз решила пойти. Причина тоже простая – последние два года мои коллеги из сферы благотворительности с грустью констатируют, что если раньше компании и предприятия были основными жертвователями, то теперь их доля становится все меньше. Поэтому я решила сходить, потому что надеялась услышать точку зрения людей «по ту сторону баррикад» по этому вопросу. Возможно, какие-то мнения от представителей бизнеса будут полезными их возможным партнерам по социальным инициативам, и то, что отметила для себя я, им тоже пригодится.

На конференции в числе участников – представителей крупного бизнеса, которые, собственно, и делали доклады, были главный менеджер Управления благотворительных программ Департамента социальной политики ПАО «ГМК «Норильский Никель» Ирина Жуйкова; начальник центра общественных связей ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» Анна Руденко; руководитель направления спонсорских и благотворительных проектов Дирекции по связям с общественностью Объединенной металлургической компании Ольга Миронова; и коммерческий директор макрорегиона «Волга» сотового оператора Теле2 Алексей Сидоров.

В целом все доклады можно назвать отчетами о том, как эти компании занимаются благотворительностью. У каждой из них есть «свои» регионы, где расположены их предприятия. И собственно, вкладываются они в благотворительную сферу этих регионов, что логично. Каждая из компаний ежегодно проводит конкурс социальных проектов, и поддерживает наиболее интересные и привлекательные. В их числе обязательно есть помощь социально незащищенным слоям населения – воспитанникам детских домов, пенсионерам, инвалидам. И есть какие-то собственные направления благотворительности: у кого-то помощь талантливым школьникам и студентам – вложения, скажем так, в свое будущее. У кого-то забота об окружающем мире, поддержка экологически значимых инициатив. Само собой, все поддерживают проекты, связанные с ЗОЖ (здоровый образ жизни, если кто не знает).

После вдумчивого прослушивания докладов у меня сложилось впечатление, что получить поддержку от крупных компаний общественной организации, которая занимается одним из вышеперечисленных направлений, вполне возможно. Но есть много условий. Например, ваша инициатива должна быть реализована в месте, где крупная компания присутствует. Кроме того, ваш проект должен соответствовать современным требованиям любого бизнеса: в порядке документы организации, проект должен быть оформлен согласно правилам конкурсов. А еще большинство компаний приветствуют партнерство – например, чтобы получить от них грант, вам придется привлечь собственные средства, или найти еще одного партнера для проекта. Например, «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» сообщил, что для получения гранта, на один их рубль вам надо привлечь еще чьи-то два-три рубля. Аналогичная картина и у «НорНикеля». Важный вопрос – брендирование и продвижение проекта. Иными словами, если о вашем проекте никто не знает, и вы не собираетесь привлекать к нему внимание общественности, шансов получить грант мало. Тот же «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» прописывает в своем конкурсном положении направлять на это не менее 5-10% от суммы гранта. Компании заинтересованы в продвижении, потому что новости об их социальных инициативах пользуются гораздо большей популярностью в СМИ и соц-сетях, чем информация о прямой деятельности. И это не мое мнение, а мнение большинства докладчиков на конференции.

Само собой, если вы претендует на грант, будьте готовы вести строгую отчетность по всем выделенным средствам. Это, конечно, не новость, но напомнить не помешает.

И ответ на свой главный вопрос – почему компании стали меньше поддерживать общественные организации, я все-таки услышала. По мнению Анны Руденко, из соцпроектов стали пропадать креатив и изюминка. Инициативы общественников – простите уж, друзья, стали очень однообразными. Даже по количеству обращений самих инициатив стало меньше. Но вот мое утверждение, что крупный бизнес меньше занимается благотворительностью, докладчики опротестовали с цифрами в руках – суммы, выделяемые «ЛУКОЙЛОМ», «НорНикелем» и «ОМК», сравнимы с прошлыми годами, а у кого-то они даже больше. Видимо, сокращается число благотворителей из среднего и малого бизнеса. Жаль, что их на конференции не было.

Итоги почти прошедшего 2015 года в сфере благотворительности подвела Оксана Тажирова – самый осведомленный в этом вопросе человек, потому что она президент Ассоциации добросовестных благотворительных организаций Нижегородской области, координатор фестиваля добрых дел «Добрый Нижний», не говоря уж о том, что она руководитель PR-службы Центра развития общественных инициатив «Служение». Она отметила – и я с ней полностью согласна, что благотворительные фонды и организации объединяются, и делают все, чтобы благотворителям было «комфортно жертвовать». У нас впервые в этом году прошли акции в новом интересном направлении «Спорт во благо». А акции в стиле fun были очень действенными – например, акция фонда НОНЦ и пиццерии Bocconcino совместно с социально-активными известными людьми в сфере бизнеса, культуры и СМИ города принесла 800 тысяч рублей, которые были направлены на борьбу с онкозаболеваниями детей. Это беспрецедентная сумма для нашего города и подобных акций.

А еще я хочу сказать, что лично для меня 2015 год стал годом, когда в благотворительную сферу людей стало вовлекаться все больше и больше. Через соц-сети и через простое человеческое общение мы придумываем добрые дела, или подхватываем инициативу общественных организаций. Очень надеюсь, что эта прекрасная тенденция сохранится и в следующем году. Буду ждать следующей конференции. Слова про скуку беру назад.

Наталия Кеткова.

"