Пять российских катастроф с военными подлодками, которые вошли в историю
Карточки

Пять российских катастроф с военными подлодками, которые вошли в историю

3 июля, 12:14golos.io/ru
1 июля на российском научно-исследовательском глубоководном аппарате вспыхнул пожар, в результате которого погибли 14 моряков-подводников.
NewsNN вспоминает трагедии, которые происходили на российских подводных лодках.
1К-8

К-8 стала первой атомной подводной лодкой, потерянной Советским Союзом.

АПЛ, построенная по проекту 627А «Кит», была заложена 9 сентября 1957 года на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске. На ее вооружении находились восемь носовых торпедных аппаратов, 20 торпед, в обычной комплектации — шесть с ядерными зарядами по 15 килотонн.

Во время боевого дежурства в Средиземном море подводная лодка была направлена в район Северной Атлантики для принятия участия в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях «Океан 70», где были задействованы силы всех флотов СССР. Перед экипажем стояла задача — обозначить подводные силы противника, прорывающихся к берегам Советского Союза.

Трагедия произошла вечером 8 апреля 1970 года, когда подлодка находилась севернее Азорских островов. При всплытии с глубины 160 метров под перископ для сеанса радиосвязи возник пожар в рубке гидроакустиков, расположенной в центральном посту.

Командир корабля капитан 2 ранга Всеволод Бессонов начал бороться за сохранность лодки, однако пожар стал распространяться по воздуховодам. Осознавая, что пламя вот-вот пойдет по другим отсеками, участники первой смены главной энергетической установки задраили двери и заглушили ядерные реакторы. Ценой своих жизней они предотвратили взрыв, который уничтожил бы всю лодку и выбросил радиоактивные элементы в океан.

Большая часть экипажа спаслась благодаря болгарскому теплоходу «Авиор». Он находился неподалеку и принял выживших на борт. К-8 вместе капитаном 2-ранга и телами других 51 членов покоится на глубине 4680 метров в 490 километрах северо-западнее Испании.

Photo:Яндекс.Фото
2К-19

В июне–июле 1961 года в Атлантическом океане проходили боевые учения под кодовым названием «Полярный круг». Военно-морской флот СССР отрабатывал взаимодействие надводных и подводных кораблей. В учениях принимала участие АПЛ К-19.

Авария произошла 4 июля во время следования К-19 в Северную Атлантику для производства учебных стрельб. В 4:15 сработала аварийная защита реактора левого борта. Причиной стало резкое падение давления воды и уровня объема в компенсаторах первого контура системы охлаждения реактора. Температура в активной зоне повысилась до величины, опасной разрушением тепловыделяющих элементов. Это могло привести и к взрыву лодки, и к глобальной экологической катастрофе — радиоактивному отравлению вод Мирового океана.

Командир К-19 Николай Затеев принял решение из подручных материалов смонтировать трубопровод, дублирующий поврежденный участок системы охлаждения. В течение двух часов подводники, находясь в зоне воздействия радиации, смонтировали систему

охлаждения и спасли подлодку. В будущем такие дублирующие контуры появились на всех АПЛ.

В ходе ликвидации аварии 42 члена экипажа получили большие дозы облучения. Через несколько дней к месту происшествия подошли надводные корабли с медицинскими группами. Весь экипаж К-19 был госпитализирован. Восемь человек, получивших максимальные дозы радиации, скончались в течение недели.

Правительственной комиссией действия экипажа по ликвидации аварии были признаны правильными, экипаж награжден орденами и медалями (в том числе посмертно).

Событиям, произошедшим на К-19, посвящена одноименная американская картина режиссера Кэтрин Бигелоу. Она вышла в прокат в 2002 году. Главную роль в фильме сыграл Харрисон Форд. Прототипом его персонажа стал командир лодки капитан 1 ранга Затеев.

Photo:Яндекс.Фото
3К-278 «Комсомолец»

7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». В России эта дата считается Днем памяти всех подводников, не вернувшихся из походов.

7 апреля 1989 года, находясь на боевой службе, К-278 следовала на глубине 386 метров со скоростью 6-8 узлов. Утром боевая смена несла вахту в обычном режиме. Между 11:00 и 11:03 в кормовом отсеке начался пожар. Затем на пульте вахтенного механика зажегся сигнал «Температура в седьмом отсеке больше 70 градусов».

В результате пожара была нарушена герметичность лодки. Забортная вода, хлынувшая внутрь, утащила на дно само судно и часть его экипажа. Сигнал о помощи поступил, но был расшифрован лишь с восьмого раза. Те подводники, которые сумели выбраться из горящей субмарины оказались в ледяной воде и вынуждены были ждать помощи. В результате катастрофы 42 человека погибли, 27 — выжили.

Во время разбирательств по поводу катастрофы руководство ВМФ обвиняло в несовершенстве лодки конструкторов и судостроителей. Последние в свою очередь заявляли о неумелых и порой даже безграмотных действиях экипажа.

Photo:Яндекс.Фото
4К-141 «Курск»

12 августа 2000 года во время учений Северного флота в Баренцевом море в установленное время не вышла на связь атомная подводная лодка К-141 «Курск», которая находилась в полигоне боевой подготовки Северного флота с целью выполнения учебной торпедной стрельбы по отряду боевых кораблей. В 23:44 в районе, где находилась АПЛ, зафиксирован взрыв.

Утром следующего дня на поиски пропавшей подлодки отправилась группа кораблей, и в 04:51 «Курск» был обнаружен, лежащим на грунте на глубине 108 метров. Вместе с лодкой погибли и все 118 человек экипажа.

Официальной причиной гибели субмарины был назван пожар в торпедном отсеке, из-за чего детонировали сами торпеды.

На днях в российский прокат выйдет французско-бельгийская драма «Курск» режиссера Томаса Винтерберга, в которой рассказывается о трагической гибели экипажа российской атомной подводной лодки.

Photo:Википедия
5АПЛ «Нерпа»

8 ноября 2008 года во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошла авария АПЛ «Нерпа», построенной на Амурском судостроительном заводе и еще не принятой в состав ВМФ России.

Во время заводских ходовых испытаний не санкционированно включилась автоматизированная система пожаротушения. В связи с этим внутрь нескольких отсеков подлодки был выпущен газ фреон. Это вещество быстро прекращает соединение горючего материала с кислородом, но при этом ядовит, и экипаж должен использовать индивидуальные средства защиты.

В результате аварии 20 человек на борту «Нерпа» погибли от отравления фреоном, из них 3 военнослужащих и 17 гражданских лиц. Среди жертв — девять работников Амурского судостроительного завода и трое сотрудников предприятия «Эра». Всего на борту АПЛ находились 208 человек.

По официальным данным, причиной трагедии стали конструкторские недоработки АПЛ.

Photo:Википедия