Posted 31 октября 2019,, 14:39

Published 31 октября 2019,, 14:39

Modified 3 ноября 2022,, 18:51

Updated 3 ноября 2022,, 18:51

Негде лечиться: как идет реформа детского здравоохранения в Нижегородской области

31 октября 2019, 14:39
В самом крупном районе Нижнего Новгорода 21 декабря закрывается единственное детское хирургическое отделение. Чиновники называют реорганизацию заботой о маленьких пациентах, но эксперты уверены: такие перемены губительны и лишь отражают действительное положение дел в медицине. Подробности — в материале NewsNN.

Первые сообщения о переводе детской хирургии из Автозаводского района в Московский появились в социальных сетях. Приказом минздрава от 17 октября отделение, более полувека работавшее на базе больницы № 40, начнет оказывать услуги автозаводчанам в многопрофильном детском стационаре городской больницы № 27 («Айболит»). Информация вызвала резкий шквал критики. Министр здравоохранения Нижегородской области Александр Смирнов, назначенный 9 октября, выступил с разъяснением ситуации на первом своем брифинге в новой должности.

По словам Смирнова, детское хирургическое отделение функционирует на базе взрослого стационара, что идет вразрез с современными санитарными требованиями. Там общий приемный покой, общая реанимация, и структура помещений больницы № 40 исключает возможность разграничить потоки взрослых пациентов и детей. Кроме того, в штате учреждения отсутствуют специалисты педиатрического профиля, а также нет оборудования для проведения лапароскопических операций. Вместо детской хирургии в больнице планируется создать гинекологическое отделение, которое будет частью нового перинатального центра.

Главврач больницы № 27 Александр Кошелев рассказал NewsNN, что существующее детское хирургическое отделение, рассчитанное на 41 койку, в ближайшее время будет расширено до 86-ти. Под хирургический стационар высвобождается весь второй этаж, наиболее доступный для тяжелых пациентов.

Переезд детской хирургии из одного района в другой взбудоражил общественность. Автозаводцы создали интернет-петицию, которую за несколько дней подписали свыше 4 тысяч человек. Жалобы были направлены губернатору Нижегородской области, федеральному и региональному детским омбудсменам, в нижегородский минздрав и клинику доктора Рошаля. Местные жители обещают дойти до президента, если никто не будет мешать — накануне был заблокирован аккаунт одной из автозаводских активисток.

Родители встревожены тем, что экстренную хирургическую помощь детям будут оказывать в другой части города, до которой нужно доехать с учетом пробок. Помимо качества медицинской помощи, ставку на которую делают чиновники, нужно обеспечить и ее доступность.

Нижегородские эксперты считают, что закрытие детской хирургии в районе с населением в 300 тысяч человек лишь отражает системные проблемы здравоохранения в регионе. В числе болевых точек — дефицит кадров в первичном звене, недостаточное финансирование, качество и доступность бесплатной медицины.

«Начало этому дали Шанцев (Валерий, губернатор Нижегородской области с 2005 по 2017 годы — NewsNN) со Сватковским (Дмитрием, работал в команде Шанцева с 2006 года — NewsNN), которые закрывали областные роддома и отправляли беременных рожать в перинатальный центр за 80-100 км. Сегодня это все, к сожалению, продолжается», — сообщил NewsNN депутат Заксобрания Нижегородской области Владимир Буланов.

Информация о состоянии детской медицины в Нижегородской области представлена в статистическом сборнике минздрава России, обнародованном в конце лета. Количество городских детских больниц в регионе с 2005 года сократилось почти в 2 раза — с 11 до 6. Из двух инфекционных учреждений для детей осталось только одно, единственную туберкулезную больницу закрыли. Самостоятельных поликлиник тоже стало меньше — с 12 в 2005 году до 8 в 2018-м.

Количество роддомов в регионе с 10 довели до 5. Окрылся один перинатальный центр в Дзержинске. Но за последние 13 лет количество коек для беременных и рожениц сократилось с 955 до 653. Выписывать тоже стали быстрее. Средняя длительность пребывания в стационаре снизилась с 7 дней до 6, а при патологии — с 12 до 8.

Число детских круглосуточных стационарных коек с 2005 года сократилось на 1329 единиц и в 2018 году составило 3302. Обеспеченность на 10 тысяч детского населения достигла уровня в 54,9% (в 2005 году — 76,9%).

Наблюдается также отток врачей по многим специальностям. Так, число акушеров-гинекологов в регионе за 13 лет уменьшилось с 716 до 603, педиатров — с 1360 до 984. Еще в 2005 году в поликлиниках работали 22 терапевта в подростковых кабинетах. Сейчас ни одного специалиста не осталось. Количество врачей-неонатологов почти на том же уровне — 118. С 2005 года их число увеличилось всего на 5 человек.

Любые сокращения медицинских служб, начиная от больниц, заканчивая койко-местами в районах области или в городе, недопустимы, считает депутат Госдумы от ЛДПР Александр Курдюмов. «Президент России в своем послании федеральному собранию говорит, что надо открывать новые больницы и отделения, у нас же каким-то образом все происходит наоборот. Оптимизация и укрупнение практикуются по всей стране, но в итоге это приводит к плачевным последствиям. Людям негде лечиться, страдает доступность получения медицинской помощи», — сообщил NewsNN депутат.

Буланов при этом отметил недостаточность финансирования сферы детского здравоохранения. По его словам, необходимо перераспределить расходы нашего бюджета и направить деньги на медицину и образование вместо того, чтобы «покупать машины за 2,5 млн рублей и катать на них чиновников».