Posted 31 июля 2020,, 15:07

Published 31 июля 2020,, 15:07

Modified 3 ноября 2022,, 18:54

Updated 3 ноября 2022,, 18:54

Каркасное домостроение в Нижегородской области испытывает проблемы, несмотря на спрос

31 июля 2020, 15:07
NewsNN выяснил, какие проблемы существуют на рынке каркасного домостроения в Нижегородской области и в целом по России, а также как пандемия коронавируса отразилась на этой отрасли.

Рынок растет

По данным ассоциации деревянного домостроения, российский рынок этой отрасли оценивается в 420 млрд рублей. В прошлом году он сократился на 6%. Спрос на рынке смещается из дорогих сегментов в бюджетный. Доля каркасных домов в натуральном выражении за три года выросла с 40 до 60%. Прежний лидер — клееный брус — серьезно отстал. А на бревенчатые дома приходится уже менее 10% нового деревянного строительства.

Несмотря на то, что предприятий каркасного домостроения становится все больше, участники отрасли рассказывают о ряде существенных проблем. Так, генеральный директор тамбовского АО «Тамак» Роман Доминик отмечает, что в России существуют ограничения по стоимости одного квадратного метра. «С этими деньгами я не могу производить хорошие дома. К сожалению, больше социальное жилье и социальные заказы не наш рынок», — заявил предприниматель.

В ассоциации деревянного домостроения отмечают, что три четверти заказчиков каркасных домов в России — обычные граждане, строящие или покупающие дом, чтобы в нем жить. Оставшаяся часть — это коммерческие проекты: строительство гостиниц или ресторанов. Государственный заказ в последние годы сошел на нет.

«В России проживают большое количество многодетных семей. И в этой части плечо государства было бы, конечно, к месту», — отметил президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

О проектах массовой социальной застройки мечтает и петербуржец Раду Ильченко. Он одним из первых в России познакомился с технологией строительства из сэндвич-панелей — в 2006 году. Сегодня у его компании «Руссип» три завода: два деревообрабатывающих на северо-западе России и один по выпуску структурных изоляционных панелей (СИП) в Подмосковье. В возведение последнего предприниматель вложил около 20 млн рублей.

«С 2006 по 2013 год была очень маленькая производительность, так как был неизвестен этот продукт для людей. А на самом деле за семь-восемь лет этот бизнес можно отбить», — рассказал Ильченко.

Строительство каркасных домов по технологии СИП — сегодня один из самых развивающихся сегментов рынка. Ежегодный прирост — в районе 10%. Годовой оборот этой части отрасли в прошлом году превысил 40 млрд рублей.

Самыми бюджетными считаются каркасно-щитовые дома, однако жить в них можно только в летний период. Дома из сэндвич-панелей в полтора раза дороже, но глухая коробка из пенополистирола заставит покупателя потратиться на вентиляцию. В стоимость классического каркаса обязательно включат обработку материалов средствами от насекомых, грибков и огня. Каркас на основе легких стальных конструкций требует тщательного утепления и защиты от влаги. А цены на металл делают его самым дорогим. Отчасти из-за этого последняя технология не слишком распространена в России.

«Основное направление, на котором мы зарабатываем, это производство. Следующая статья доходов — строительство. Доля частных заказчиков выросла. Так, за май–июнь текущего года их стало на 20% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года», — рассказал совладелец компании «Астекхоум» Антон Пискул.

Катырин назвал еще одну проблему отрасли — устаревшая нормативная база, существующая еще с советских времен. Торгово-промышленная палата намерена добиваться ее обновления, чтобы расширить возможности компаний, занятых в отрасли.

Спрос в Нижегородской области упал из-за пандемии

По данными регионального минпрома, в Нижегородской области работают несколько десятков крупных компаний, выпускающих дома-каркасники. К ним относятся такие строительные компании, как «Строй-Лидер НН», «Стройся Волга!», ООО «Теремкофф» и другие. Объем продаж продукции деревянного домостроения — более 300 тысяч квадратных метров ежегодно. Это до 40% объемов сдачи готового жилья в год в Нижегородской области.

Средняя цена на каркасный дом площадью около 100 квадратных метров в Нижегородской области — от 1, 5 тысяч рублей.

«Теремкофф» работает на рынке с 2007 года, строит по каркасной технологии и из бруса, а также бани. Как рассказал NewsNN руководитель компании Александр Василевский, кризис, связанный с пандемией, негативно сказался на работе предприятия. «По сравнению с предыдущим годом заказов стало на 30% меньше. Я это связываю с тем, что у людей упали доходы. Проблем с закупкой материалов или логистикой мы не ощутили», — отметил Василевский.

Собственного производства у компании нет, все материалы закупаются на базе, а потом бригада из нескольких человек собирает дома. По словам Василевского, основными покупателями каркасных домов являются дачники. С госзаказами компания никогда не работала. «Госзакупки — это не наша тема, никогда не пытались поучаствовать в этой истории», — сказал руководитель компании.

По словам директора по развитию компании «Строй-Лидер НН» Александра Громова, ограничительные меры, связанные с пандемией коронавируса в Нижегородской области, — одни из самых жестких в России. Они сдерживают не только распространение заболеваний, но еще и экономическую активность населения, что непременно сказывается на спросе.

«На данный момент новые условия подстегнули отложенный спрос на качественное малоэтажное строительство. Премиальный же сегмент начал испытывать трудности в нашем регионе еще до весны, о чем говорит закрытие нижегородского офиса федерального гиганта, компании „Гудвуд“», — рассказал Громов.

«Строй-Лидер НН» на рынке с 2005 года и имеет опыт управления в критических условиях. Устоять помогает и то, что в компании уже давно налажена работа в режиме онлайн. Для общения с клиентами используется формат видеоконференции. К слову, дома у нижегородской компании заказывают жители Московской, Владимирской, Рязанской, Ивановской, Самарской областей.

Чтобы иметь полную независимость в материальном обеспечении, компания построила собственное деревообрабатывающее производство, с помощью чего удалось качественно повысить предложение на рынке каркасного домостроения, используя для своих клиентов пиломатериал только камерной сушки.

«Именно те, кто реализовал свои планы по строительству дома сейчас, останутся в неоспоримом плюсе. Это подтверждается опытом наших клиентов, построивших дома в 2008 и 2014 годах. Сейчас спрос упал у тех строителей, которые не хотят повышать качество своего товара, а также занижают „витринные“ цены и убеждают, что каркасный дом может стоить 1 млн рублей или ниже. Некоторые компании использую труд сезонных рабочих, с которыми в этом году получились осложнения из-за закрытых границ», — отметил Громов в разговоре с NewsNN.

Директор нижегородской строительной компании «Стройся, Волга!» Любовь Шабалина отмечает, что если у кого и были сомнения покинуть квадратные метры в городе, то они сделали это еще в мае.

«Люди обратили внимание на некогда запущенные сотки, участки и решили навести порядок со своей недвижимостью. Они сносят ветхие постройки и ставят дома, рассчитанные для долговременного пребывания с коммуникациями и удобствами», — рассказала Шабалина NewsNN.

С 2016 года помимо строительства домов «Стройся, Волга!» занимается реконструкцией и ремонтом частных домов и дач. В 2020 году спрос на эти услуги заметно подрос, — люди расширяют жизненное пространство, хотят улучшить условия пребывания в загородном доме. Кроме того, многие хозяева вовремя хотят завершить строительство своих долгостроев.

«Самое важное сейчас — не дать планам и решительности уступить панике и отложить строительство „до лучших времен“, т. к. более удачного времени, чем сейчас нельзя представить», — отметила Шабалина.

По ее словам, последующий период 2020 года вынудит производителей поднять цены на часть материалов, что одномоментно потянет за собой как повышение стоимости строительства, так и удорожание объектов недвижимости, построенных весной-летом 2020 года, но во втором случае это уже сыграет на руку хозяевам новых домов.

По данным ТПП России, переехать в свой дом хотят три миллиона семей, однако при существующих темпах частного строительства на решение задачи уйдет 19 лет. «Производители деревянных домокомплектов могут помочь сократить эти сроки, ведь у отрасли есть технологии и сырье. Очевидно, что сейчас рынку не хватает четких правил игры и инструментов поддержки спроса», — заключил Катырин.

"