Posted 31 мая 2019, 07:58
Published 31 мая 2019, 07:58
Modified 3 ноября 2022, 18:02
Updated 3 ноября 2022, 18:02
Несанкционированные свалки стали серьезной проблемой современной экологии. Всего для коммунальных отходов в России есть 1099 лицензированных мест размещения. На прошлой неделе минприроды и экологии России признало, что девать отходы некуда и подписало указ о разрешении использовать несанкицонированные свалки еще четыре года. Мера вынужденная из-за дефицита легальных полигонов, пояснил замминистра природных ресурсов Владимир Логинов. К слову, в 2018 году нерекультивированных свалок осталось более 8,3 тыс.
«Минюст выпускает приказ за подписью нашего министра об использовании [в течение] еще четырех лет мест размещения отходов по спискам, которые будут утверждаться регионами и впоследствии регистрироваться в министерстве природных ресурсов», — сказал чиновник.
Новая правка даст возможность регионам до 2023 года включить в территориальные схемы субъектов и использовать работающие, но не получившие лицензии мусорные полигоны, если они будут внесены в специальный перечень. Необходимость такой меры объясняется отсутствием в некоторых субъектах РФ санкционированных свалок.
Напомним, что в этом году в России стартовала реформа по обращению с твердыми коммунальными отходами. В ее рамках ответственность за обращение с мусором перешла от разрозненных мелких компаний к крупным региональным операторам. Сейчас данную программу полностью реализуют 62 региона и 13 — частично.
«Хромает» правовое поле и культура нижегородцев
В том числе данный вопрос остро стоит и в Нижегородской области. Так, в 2018 году на территории региона, по информации местного министерства экологии, было обнаружено 267 несанкционированных свалок на площади 33,76 га. Из них было ликвидировано всего 15 свалок на площади 0,38 га.
Местные активисты говорят, что пока не заметили кардинальных изменений и постоянно обнаруживают в городе новые незаконные свалки. «У нас огромное количество мелких свалок, преимущественно, от строительного мусора, которые раскиданы по разным зеленым зонам. Их много, их время от времени чистят, но скорость образования такова, что экологи не успевают», — говорит эколог Асхат Каюмов.
По его словам, все эти места, куда люди скидывают мусор, сложно контролировать, потому что есть пробелы в правовом поле. «Быстрых решений по этому поводу не ожидаю, потому что нужно принять норматив, который более жестко бы регулировал вопрос со строительными отходами», — замечает эколог.
Сегодня происходит так: застройщик показывает кому-нибудь бумагу о том, что он отдал мусор на вывоз. Куда далее он делся — неизвестно. Каюмов говорит, что в 90% случаев отходы оказываются в ближайших оврагах. «У нас народ так экономит деньги, чтобы не везти на полигон», — добавляет Каюмов.
В любом месте может появиться свалка в любой момент, потому что так сейчас у нас устроен экономический механизм. Человек вывез мусор на грузовике, никто не заметил. А убирать эту свалку будет администрация района, говорит экоактивист Татьяна Паутова.
«Главная проблема сегодня — это культура бизнеса, который работает с крупными отходами. Да, конечно, люди тоже создают немало мусора. Особенно в местах отдыха — каждый водоем, каждый пляж», — подтверждает она слова Каюмова. По ее мнению, нужно устанавливать больше урн в местах общественного скопления людей и регулярно их чистить. «Нет ничего более провоцирующее свалку, чем переполненная урна», — замечает Паутова.
По ее словам, если поймать юридическое лицо за выбросом мусора, то ему грозит небольшой штраф, который никак не повлияет на деятельность бизнеса. «Вот если бы машину на штрафстоянку увозили, лицензию какую-нибудь отбирали или штраф увеличивали, тогда был бы толк», — считает экоактивист.
«Проблема не решена!»
Нижегородские экологи напоминают об уже существующих свалках. Так, к примеру, есть несанкционированное место для выброса мусора на территории садового товарищества «Родник», которое разрастается уже больше десяти лет. Сброс мусора на территории садоводческого товарищества был начат одним из собственников в 2000-е годы. В 2014 году по факту экологического преступления было возбуждено сразу несколько уголовных дел.
«Это самое больное место. Там вроде бы процесс остановили, но там такая гора, что никто не понимает, что с этим делать», — замечает Каюмов. Как сообщают местные СМИ, площадь свалки составляет несколько гектаров, а глубина отходов высотой с девятиэтажный дом.
Осенью 2018 года Росприроднадзор, наконец, закрыл свалку. Тем не менее, тогда же экоцентр «Дронт» обнаружил новое место — овраг на улице Заовражная, куда стали сваливать сначала строительный мусор, а потом снег. В апреле этого года местная администрация перешла к активным действиям — совместно с прокуратурой они изъяли с её территории бульдозер.
«В апреле мы неоднократно засыпали ворота на свалку грунтом с целью ограничения въезда. Груду ночью разравнивали погрузчиком, что давало возможность и дальше принимать мусор», — рассказывал начальник управления благоустройства, коммунального хозяйства и содержания дорог Приокского района Евгений Степанин. Как считает сам чиновник, в результате этой «борьбы» ему подожгли автомобиль.
«Из длинных хвостов у нас — Шуваловская свалка», — говорит Каюмов. Она находится за кладбищем «Красная Этна» на территории Шуваловской промзоны в Ленинском районе Нижнего Новгорода. Общая площадь свалки составляет 15,2 га, объем накопленных на ней отходов — 1 млн т, высота слоя отходов — от 5 до 13 м. Свалка была закрыта в 1983 году. На рекультивацию объекта из федерального бюджета заложено 300 млн рублей. Каюмов напоминает, что 31 мая пройдут общественные обсуждения по проекту ликвидации данной свалки.
Паутова отмечает также свалку на Бору. В апреле этого года неравнодушный к экологическим проблемам борчанин зафиксировал масштабную несанкционированную свалку бытовых отходов недалеко от микрорайона Пикино. В итоге глава администрации дал указание ликвидировать ее до 17 мая. Однако свалку лишь частично очистили, а остальную часть засыпали песком, что вновь вызвало негодование общественности и министерства экологи Нижегородской области.
«В целом проблема со свалками не решена. Как валили в овраг, так и продолжают», — заключает Паутова.