Posted 30 июля 2020,, 14:49

Published 30 июля 2020,, 14:49

Modified 3 ноября 2022,, 18:53

Updated 3 ноября 2022,, 18:53

Социализация или «эпидемия»: почему нижегородские подростки бьют слабых?

Социализация или «эпидемия»: почему нижегородские подростки бьют слабых?

30 июля 2020, 14:49
Фото: 1Mi
Социализация или «эпидемия»: почему нижегородские подростки бьют слабых?
Два громких случая с подростками произошло в Нижегородской области за лето. В начале июня толпа ребят избила мальчика в Сарове. А в конце июля в поле зрения полиции попал парень, который на камеру лупил детей. NewsNN выяснил, чем вызвана такая жестокость и можно ли контролировать агрессию у несовершеннолетних.

«Герои» соцсетей

По данным регионального управления МВД, на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних стоят 2125 подростка. За полгода они совершили 359 преступлений. В основном это кражи (231), угоны автомобилей (28) и грабежи с разбоями (20).

Нападения подростков в Сарове и Арзамасе в этой статистике пока не значатся. Видеоролик, на котором видно как десяток парней с особой жестокостью избивает мальчика, разлетелся по местным пабликам. По словам автора видео, на ребенка напали дети из обеспеченных семей.

В главке NewsNN рассказали, что обстоятельства конфликта все еще выясняются, а виновники проходят медицинскую и психолого-педагогическую экспертизу. По ее результатам будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела.

Арзамасским случаем заинтересовались следователи. По фактам публикации матери пострадавшего подростка в соцсети была организована доследственная проверка. Женщина призвала общественность обратить внимание на тех, с кем общаются их дети.

«На видео этот … избивает моего сына. Ученик школы № 12 (14 лет) гуляет в компаниях подростков в возрасте 11-12 лет и чувствует себя королем. Он избивает детей жестоко, снимает драку на видео и рассылает в интернет. Он вымогает деньги у детей, и если они не приносят, он их избивает. Говорит, что ему ничего не будет за это, так как его родственник работает в полиции», — сообщила Ирина Митясова.

Штрафы вместо реальных сроков

Обычно за действия подростков, не достигших 14-летнего возраста, несут ответственность родители, рассказала адвокат НО НКА «Чайка и коллеги» Светлана Коротина. В 14 лет за убийство, грабеж, разбой и прочие преступления уже может наступить уголовная ответственность. Например, по факту избиения тремя подростками девочки-инвалида в августе 2019 года отделом полиции № 3 по Нижнему Новгороду было возбуждено уголовное дело по статье «Побои». В конце сентября дело направили в суд, но 19 ноября судопроизводство было прекращено в связи с примирением сторон.

За мелкое хулиганство подростков начинают штрафовать с 16 лет. В 2019 году штрафы заплатили родители участников так называемой «мещерской банды», которая терроризировала жителей Канавина. Подростки нападали на взрослых прямо на улице, используя травматическое оружие. При этом все пострадавшие от рук подростков отказались от прохождения судмедэкспертизы. О телесных повреждениях полиция узнавала в больницах, где обследовались потерпевшие. Лишь в результате грабежа один из участников банды отправился в колонию. Большинство же отделались штрафами в размере от 2 до 15 тысяч рублей.

Но штрафы — это лишь часть последствий, отметила собеседница NewsNN. Административные протоколы рассматриваются комиссией по делам несовершеннолетних, которая может поставить подростка на учет. В будущем это отразится на жизни несовершеннолетнего. Причем в региональном министерстве соцполитики уточнили, что на учет комиссии ставятся только подростки, неоднократно совершавшие противозаконные действия. Хотя «на карандаш» берут и детей, проживающих в семьях, положение которых признано социально опасным.

Что касается недавних случаев, произошедших в Сарове и Арзамасе, то ни один из участников драк на учете ранее не состоял, профилактическая работа с ними и их родителями не проводилась.

«Стремление лупить слабого приобретает характер эпидемии»

Социолог Александр Прудник уверяет, что подростковая агрессия — неотъемлемая часть социализации человека. Поэтому полностью от нее избавиться невозможно. Другое дело, когда уровень агрессии переходит рамки и становится разрушительным. В таком случае формируются асоциальные формы поведения, которые разрушительны не только для жертвы агрессора, но и для него самого.

«Поведение подростков часто является зеркалом самого общества. Готовность к насилию, которая существует в социуме — это всегда тревожный сигнал не для молодого поколения, а для всех нас», — утверждает эксперт.

Генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов согласен с тем, что подростковая агрессия связана со стремлением доминировать и завоевывать уважение среди сверстников. Это было всегда, но с развитием информационных технологий, по его мнению, превратилось в некое рекламное действо. Теперь свои проступки подростки фиксируют и публикуют в интернете. Причем противоядие против этого пока не найдено, считает Михайлов.

«С одной стороны мы имеем белую и пушистую юнармию, а с другой — абсолютно отвязную категорию молодежи, которая живет по понятиям и игнорирует нормальные человеческие отношения. Стремление лупить слабого или унижать человека с физическими недостатками сегодня приобретает характер эпидемии, с которой надо что-то делать. Такой технологии мы пока не выработали. Все структуры, работающие с молодежью, завязаны на работе с „белыми и пушистыми“, потому что с ними удобно. А всех трудных подростков сбросили на инспекторов по делам несовершеннолетних», — говорит эксперт.

Михайлов уверен, что с трудными подростками нужно серьезно работать. Те, кто на первый взгляд кажутся отморозками, зачастую являются личностями, которые просто идут не в ту сторону. Чтобы задать нужный вектор увлечений, в их среде следует воспитывать лидеров, которые могли бы увести ребят с улицы.

Нужны пионерлагеря

Подростки в возрасте до 18 лет вообще считаются социопатами в американской классификации психических заболеваний, отметил врач-психотерапевт Виктор Гурский. Они всегда экспериментируют с границами дозволенного. Поэтому детскую агрессию нужно обязательно ограничивать.

«Детей нужно регламентировать, ставить в какие-то рамки, иначе они всегда будут экспериментировать с крайностями. То ли это были пионерские организации, то ли скаутские, но детскую подростковую агрессию всегда регулировали конкретными мероприятиями. Сейчас пионерские лагеря у нас почти отсутствуют, нет структуры и иерархии, а чтобы поехать куда-то отдохнуть, нужны большие деньги. При этом раньше дети ездили практически бесплатно отдыхать», — вспоминает Гурский.

Дети начинают вести себя «диким образом», если у родителей нет времени за ними следить. Тогда подростки реализовывают все, что им не запретили. Психотерапевт уверен, что все зависит не столько от детей, сколько от взрослого мира — насколько общество готово уделять им внимание.

Наказание подростков за агрессию постфактум - метод с низкой результативностью, уверен старший преподаватель департамента социальных наук НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Тимур Хусяинов. По его мнению, решать проблему следует на ранних стадиях. В этой связи может быть полезен опыт зарубежных стран, где несовершеннолетними занимаются определенные специалисты, включенные в штат учебных заведений.

«В ряде стран существует школьный социальный работник, это совершенно не тоже самое, что школьный психолог и школьный социальный педагог. Это человек который работает в системе социальной защиты, но на территории школы и имеет иные полномочия, задачи и возможности для того, чтобы устанавливать факты и предпринимать меры. Однако это лишь один из вариантов решения проблемы, не дающий стопроцентное решение», - говорит Хусяинов.

Эксперты сходятся во мнении, что подход к трудным подросткам нужно искать не через полицию или психологов. Здесь важен системный подход, которого пока нет. А, значит, детская преступность продолжит расти.

"