Posted 29 ноября 2019,, 13:10

Published 29 ноября 2019,, 13:10

Modified 3 ноября 2022,, 18:33

Updated 3 ноября 2022,, 18:33

Опасный каршеринг в Нижнем: списания денег, ДТП и угрозы

29 ноября 2019, 13:10
В Нижнем Новгороде регулярно случаются ДТП с участием авто из службы кратковременного проката «Делимобиль». 28 ноября машина этой сети врезалась в отбойник на железнодорожном переезде. NewsNN выяснил, почему пользоваться услугами каршеринга небезопасно.

Компания «Делимобиль» пришла в Нижний Новгород два года назад, и до сих пор на региональном рынке является монополистом. Также она работает в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Екатеринбурге, Новосибирске и Самаре.

«Делимобиль» предоставляет услуги поминутного проката легковых автомобилей — каршеринга. В Нижнем Новгороде 45 пунктов, где находятся машины компании. Еще один расположен на Бору. Взять авто можно в одном пункте, а вернуть в любом другом.

На выбор в Нижнем Новгороде есть авто марки Hyundai Solaris или Volkswagen Polo. Всего в нижегородском парке «Делимобиль» около 300 машин.

Компания предлагает клиентам два тарифа — «Базовый» и «Сказка». При первом стоимость проката составит от 7 до 8 рублей, при втором — от 9 до 10 рублей, в зависимости от времени суток. В случае ДТП пользователь тарифа «Базовый» должен будет оплатить штраф и возместить убытки в размере не более 30 тыс. рублей.

Однако это правило не действует, если клиент серьезно нарушил договор: был в состоянии опьянения, передал управление третьему лицу, не выполнил обязанности, предусмотренные договором «Делимобиль» и проч. В таких случаях клиент должен будет оплатить полностью и штрафы, и убытки.

В тарифе «Сказка» в случае ДТП по вине клиента компания не будет взыскивать убытки и штрафы за повреждение автомобиля, если он не нарушил правила договора.

Сервис игнорирует жалобы пользователей

В сети есть не мало историй, где пользователи каршерингового сервиса теряли деньги. В частности, автомобилиста могут обвинить в ДТП, которое он не совершал, либо выставить ему претензии к внешнему состоянию транспортного средства — царапинам, вмятинам и так далее. При этом доказать свою непричастность к содеянному пользователям сервиса очень сложно.

В социальной сети «ВКонтакте» есть сообщество людей, пострадавших от действий «Делимобиля». NewsNN пообщался с его создателем Анатолием Федоровым.

«Чаще всего это штрафы за мусор и за курение. Их получают даже некурящие арендаторы. За грязь в машине претензия может последовать даже после двух минут аренды, когда физически невозможно намусорить, только если специально принести отходы из дома», — рассказал он.

Сам Федоров стал жертвой банального сбоя в работе приложения, из-за которого потерял 25 тысяч рублей. Он вернул автомобиль на стоянку в целости и сохранности, однако приложение решило, что он до сих пор пользуется услугами сервиса.

«Когда я уже дома готовился ко сну мне позвонил менеджер „Делимобиля“ и от него я узнал, что автомобиль в ДТП. Далее начались списания денежных средств с прикрепленной к договору аренды карты в безакцептном порядке. Я перестал пополнять баланс и с их стороны начались угрозы судом, которые продолжаются по сей день», — пояснил Федоров.

В группе пострадавших от действия сервиса есть таблица штрафов, из которой понятно, что, совершив одно нарушение договора, человек попадает сразу на несколько пунктов.

«Причем твою вину доказывать никто не будет, а твои доводы никому не интересны», — отметил собеседник NewsNN.

По словам пострадавших, обратная связь с компанией отсутствует: письма игнорируются. В этом убедился и корреспондент NewsNN. Несколько дней назад в «Делимобиль» был направлен официальных запрос на электронную почту, указанную на сайте компании специально для СМИ. Однако ответа не последовало. В социальных сетях на сообщения не отвечают, в колл-центре предлагают подождать ответа на запрос.

Пользователи соглашаются с условиями договора вслепую

Директор нижегородской общественной организации «Центр помощи автомобилистам» Сергей Кузин сообщил NewsNN, что претензий к сервису «Делимобиль» у жителей города много. Люди получают штрафы якобы за нарушения правил дорожного движения — дрифты, участие в гонгах, за то, что транспортное средство было сдано в ненадлежащем техническом состоянии. Часто это происходит из-за сбоев в работе систем GPC, которыми оборудованы авто.

«Даже если автомобилист сделал фото машины, которую сдал на стоянку, это считается оспоримым доказательством», — отмечает Кузин.

Эксперт пояснил, что все сервисы каршеринга работают по системе «присоединения», то есть потребитель присоединяется к публичному договору. Если этого не происходит, то и приложением он воспользоваться не может. Кроме того, условия договора постоянно меняются, и автомобилисты просто не читают их, нажимая кнопку «Согласен».

«Когда возникает спорная ситуация, сотрудники „Делимобиля“ ведут себя крайне недружелюбно и даже агрессивно — угрожают, требуют заплатить штрафы», — рассказал Кузин.

В истории с «Делимобилем» есть и обратная сторона — люди небрежно и наплевательски относятся к машинам сервиса, так как они им не принадлежат. Из-за этого происходят ДТП.

28 ноября в Нижнем Новгороде водитель «Делимобиля» не справился с управлением, и машина перевернулась на крышу. Как сообщают очевидцы, и водитель и пассажир скрылись с места происшествия.

21 октября кашеринговая машина снесла мусорные баки на улице Цветочная. Виновник также скрылся.

В прошлом году в Нижнем Новгороде произошло смертельное ДТП с участием авто «Делимобиля». За рулем находился пьяный 32-летний мужчина. Он выехал на перекресток на запрещающий сигнал светофора и столкнулся с ВАЗом. 50-летний водитель отечественного авто погиб на месте.

Федоров рассказал NewsNN, что в интернете легко можно найти сайты, где продаются «угнанные» аккаунты сервиса. Таким образом можно совершать за рулем любые поступки, а ответственность понесет хозяин аккаунта.

Кузин отмечает, что брать на прокат авто в сервисах каршеринга небезопасно еще и потому, что нельзя быть уверенным в его технической исправности.

«Каршеринг не может нормально существовать в российской правовой системе. Это возможно там, где правоохранители точно следуют закону и защищают права добропорядочных граждан и организаций. А у нас это „игра в кошки мышки“ — кто кого обманет», — заключил эксперт.