Posted 29 ноября 2016,, 10:15

Published 29 ноября 2016,, 10:15

Modified 12 ноября 2022,, 14:01

Updated 12 ноября 2022,, 14:01

В Нижнем Новгороде УФАС не поддержало идею властей об отмене маршрутов

29 ноября 2016, 10:15
В Нижнем Новгороде УФАС не поддержало идею властей об отмене маршрутов

УФАС Нижегородской области 28 ноября рассмотрела коллективное заявление перевозчиков в отношении администрации Нижнего Новгорода. Жалоба касалась постановления городских властей об отмене 31 маршрута общественного транспорта. Вынесение решения отложили до 8 декабря. Но уже сейчас антимонопольщики заявляют, что администрация Нижнего Новгорода нарушила закон о конкуренции.

Жалобу подали представители ООО «Автолига», ИП Ермилычевой и ИП Шамина. Они обслуживают маршруты Т-33, Т-19, Т-68, Т-66. Предприниматели считают, что отмена 31 маршрута, запланированная на середину января 2017 года, нарушает закон о конкуренции, ограничивая ее. Перевозчики напомнили, что в Нижнем Новгороде действуют около 60 регулярных маршрутов, половину из которых обслуживает МП «Нижегородпассажиравтотранс». Остальные – у частников. Их администрация города, по сути, лишает работы.

«70% рынка остается за «Нижегородпассажиравторансом». Таким образом, предприятие получает свою прибыль, устраняя конкурентов», – отметили юристы перевозчиков.

По словам представителя департамента транспорта администрации Нижнего Новгорода Юлии Зубковой, невозможно отделить отмену маршрутов от других мероприятий, которые будут проводить, внедряя комплексную транспортную схему.

«Транспортная система устарела и работает, по большому счету, неэффективно. Количество автобусных маршрутов увеличивается каждый год. Однако падает экономическая эффективность. Многочисленные маршруты дублируют друг друга – это ни для кого не секрет. Они вывозят пассажиров из небольших микрорайонов на одни и те же транспортные узлы: площадь Горького, площадь Минина, Московский вокзал. Дублирование маршрутов влечет за собой множество других проблем экономического и социального характера: гонки на дорогах, высокий травматизм, смертность, большое количество аварий, в том числе с пассажирским транспортом», – сказала Зубкова.

По ее словам, в погоне за прибылью частные перевозчики увеличивают рабочий день водителей, подолгу стоят в крупных транспортных узлах, собирая пассажиров, чтобы искусственно увеличить количество пассажиров, ненадлежащим образом обслуживают транспортные средства.

Представители Центра организации дорожного движения Нижнего Новгорода Дмитрий Терешенков и Сергей Сиволдаев рассказали, что разработчики комплексной транспортной схемы (КТС) дали научно обоснованные предложения по оптимизации маршрутной сети – довольно радикальные. Но администрация решила идти по более «мягкому» пути. Фактически закрываются не 31, а только 8 маршрутов, потому что одновременно будут открыты 23 новых маршрута, отметил Сиволдаев. Объявят новые конкурсы по выбору перевозчиков.

«Если ничего не менять, то город превратится в одну большую пробку», – уверен Терешенков.

По словам Сиволдаева, перевозчики не хотят конкурсов, хотя это как раз конкурентная процедура, а федеральный закон позволяет претендовать на пассажирские перевозки без конкурса.

«Но администрация города, защищая интересы жителей, настаивает на конкурсах, потому что нужно обновлять подвижной состав, появились новые требования к осуществлению пассажирских перевозок. Конкурсная процедура в наибольшей степени отвечает условиям конкуренции», – сказал он. Сиволдаев добавил, что КТС будет дорабатываться, пока транспортное обслуживание не будет доведено до нормативного.

Представители ответчиков обратили внимание заявителей и УФАС, что процесс оптимизации затрагивает и МП «Нижегородпассажиравтотанс».Там уже сейчас сократили выпуск автобусов до 380-410 единиц в сутки.

Администрация города должна подготовить транспортную систему к ЧМ-2018. По словам ответчиков, сегодняшняя транспортная модель не отвечает интересам жителей города, и если она сохранится, то в будущем инфляция неизбежно приведет к повышению платы за проезд.

«Этот негативный процесс будет бить по карманам жителей. Нужно запустить дополнительные экономические инструменты. Будет возможность бесплатной пересадки и разные виды транспорта: и метро, и трамваи, и троллейбусы. Такая модель позволит создать иное экономическое обеспечение», – считает Сиволдаев.

Несмотря на доводы, УФАС встала на сторону перевозчиков. И.о. руководителя УФАС по Нижегородской области Сергей Смирнов пояснил журналистам, что у комиссии не создалось впечатления, что решение администрации «абсолютно четко обоснованно, что под ним лежит серьезная экономическая и статистическая работа».

Как считает Смирнов, регулировать рынок пассажирских перевозок необходимо. «Но почему-то у нас регулирование, как правило, выражается в каких-то резких действиях: отрежем – и все», – прокомментировал он действия администрации.

Сложившуюся в Нижнем Новгороде ситуацию трудно назвать благополучной. Нижегородцев перевозят старые автобусы. На линиях до сих пор работают микроавтобусы ПАЗ, от которых постепенно отказываются в других регионах, как от невыгодных с точки зрения экономики и небезопасных для пассажирских перевозок. Горожане отзываются о маршрутной схеме, как о непродуманной и хаотичной. При этом стоимость проезда на протяжении последних лет на большинстве маршрутов держится на уровне 20 рублей. Это ненамного меньше, чем в других регионах Приволжского ФО, где транспортная ситуация более благополучная.

Например, в столице соседнего с Нижегородской областью Татарстана – Казани - провели реформу общественного транспорта. В 2005 году власти приняли решение сократить количество маршрутов, упорядочить их схему. Как рассказывал в интервью NewsNN глава комитета по транспорту исполнительного комитета Казани Айдар Абдулхаков, со 146 маршрутов их число сократились на 99. Парк из 2,8 тысяч автобусов малой и средней вместимости сократили на 1,1 тысяч. Перевозчикам предложили объединиться вокруг баз хранения в ООО или акционерные общества. Были разработаны системы товарищества. Удалось создать три муниципальных предприятия «ТП-2», «ТП-4» и «Метроэлектротранс».

Кроме того, создано еще 21 частное предприятие. Представители компаний выступили с инициативой заменить подвижной состав на большие автобусы, которые власти постановили закупать в едином цвете – красном. Они вышли на линии в 2007 году. Сейчас большая часть из них российского производства, низкопольные. Во время транспортной реформы власти Казани выиграли, по словам Абдулхакова, около шести десятков судов с перевозчиками. Плата за поезд сейчас составляет 25 рублей. Раньше она была такой же, как в Нижнем Новгороде. Повышение произошло 1 апреля 2016 года.

Ирина Славина, Татьяна Ренкова

"