Posted 29 февраля 2016,, 11:32

Published 29 февраля 2016,, 11:32

Modified 12 ноября 2022,, 14:12

Updated 12 ноября 2022,, 14:12

Неощутимые проценты

29 февраля 2016, 11:32
По данным органов статистики, после долгого падения розничного товарооборота в Нижегородской области в первый месяц 2016 года начался его рост. Однако эксперты и участники рынка скептически относятся к этим цифрам, отмечая высокую инфляцию и смещение интереса населения в сторону товаров более низкой ценовой категории.

По данным Нижегородстата, оборот розничной торговли в Нижегородской области составил в январе текущего года 51,925 млрд рублей, что на 2,4% больше, чем в январе 2015 года, в сопоставимых ценах. На сайте министерства экономики области сказано, что рост произошел в основном за счет продовольственных товаров, продажи которых увеличились на 5,1%.

При этом, как отмечается в сообщении Нижегородстата, продажи в магазинах росли меньшими темпами (на 2,4%, до 49,433 млрд рублей), чем на рынках (на 3,4%, до 2,492 млрд рублей).

При этом весь прошлый год в Нижегородской области наблюдалось падение розницы. Самым большим оно было в ноябре и декабре, когда по сравнению с аналогичными периодами 2014 года снижение продаж составило почти 20%.

Как изменялся розничный товарооборот, в процентах к соответствующему периоду предыдущего года


В министерстве экономики Нижегородской области «НьюсНН.ру» январское оживление объяснили замедлением уровня инфляции. В январе этого года по сравнению с декабрем 2015-го она составила только 1%, тогда как в январе 2015 года по сравнению с декабрем 2014-го – 5,5%.

Также специалисты министерства отмечают рост промышленного производства в январе этого года на 8,5%, в том числе в сельском хозяйстве – на 5%, что также повлияло на рост потребительской активности населения.

По данным минэкономики, существенная часть объема продаж товаров в области осуществляется через крупные и средние организации (более 44% от общего объема товарооборота). Это торговые сети, гипермаркеты, автодилеры и др. В январе текущего года их товарооборот сохранился на уровне января 2015 года.

«Это обусловлено тем, что значительный объем продаж крупных торговых организаций составляют товары высокой ценовой категории (автомобили, бытовая техника и т. д.), которые в основном являются импортными или в значительной степени зависят от импортных комплектующих. Потребительский спрос на эти товары в сегодняшних условиях сдерживается ростом цен на фоне повышения курса доллара», – объясняют в минэкономики.

Прирост же продаж на розничных рынках (они формируют около 4% товарооборота в области) в министерстве объясняют более гибким ценообразованием и торговлей преимущественно товарами повседневного спроса, прежде всего продуктами питания. Гибкое ценообразование на рынках в минэкономики связывают в том числе с организацией выставок-ярмарок «Покупайте нижегородское». В 2015 году было проведено около 80 таких ярмарок.

Между тем в нижегородской сети магазинов «Калинка» роста розничного оборота не наблюдается, сообщил совладелец сети Александр Степанов.

Председатель Ассоциации защиты интересов малого бизнеса (Нижний Новгород) Ирина Борисова говорит,что предприниматели города отмечают небольшой рост товарооборота в денежном выражении в январе 2016 года по сравнению с январем 2015 года, но произошел он исключительно за счет роста цен. Непосредственно же натурального увеличения товарооборота у магазинов, которые держат предприниматели, не произошло.

Доктор экономических наук, профессор НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, завкафедрой маркетинга Михаил Шушкин считает, что говорить о краткосрочной перспективе восстановления рынка преждевременно. Он напоминает, что, по данным Минфина РФ, в 2016 году ожидается продолжение спада розничного товарооборота, однако спад не будет таким значительным, как в 2015 году, когда этот показатель составил минус 10%. По оценкам других экспертов из Минэкономразвития, в 2016 году спад розницы составит 2,9%.

«Более того, мы наблюдаем эффект переноса удельного спроса с непродовольственных товаров на продукты питания, что говорит о слабой потребительской активности населения. Что касается продуктов питания, здесь также наблюдается перенос спроса на товары низшей ценовой категории. В частности, как отмечают розничные торговцы, если в 2014 году до 70% продаж приходилось на продукты питания средней и премиальной ценовой категории, то в 2015 году ситуация противоположная: до 70% продаж приходится на дешевые продукты», – отмечает Шушкин.

По его словам, в условиях отсутствия роста на рынках наблюдается перераспределение их долей. По оценке профессора, в первую очередь от такой ситуации страдают предприниматели, работающие в «формате у дома», и относительно небольшие региональные розничные сети.

Сеть «Ашан» не предоставила свои данные о розничном обороте в Нижегородской области, сославшись на коммерческую тайну. Сеть «Лента» ответила, что также не раскрывает такие данные по каждому региону или городу в отдельности. Напомним, эти компании в декабре прошлого года открыли еще по одному гипермаркету в Нижнем Новгороде.

Екатерина Чичурина

"