Posted 29 января 2021,, 06:08

Published 29 января 2021,, 06:08

Modified 3 ноября 2022,, 19:04

Updated 3 ноября 2022,, 19:04

Пандемия нищеты: нижегородцев за чертой бедности станет еще больше?

Пандемия нищеты: нижегородцев за чертой бедности станет еще больше?

29 января 2021, 06:08
Фото: 1mi
В Нижегородской области утвердили программу по снижению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. Уровень бедности к 2030 году должен уменьшиться в два раза по сравнению с 2017 годом. Но в первые годы программы ожидается ухудшение ситуации. Свою лепту внесла и пандемия. Подробнее — в материале NewsNN.

Бедность — не порок

План по борьбе с бедностью до 2030 года согласовал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин 11 января. Координатором программы назначено министерство социальной политики региона. Проект преследует две цели: во-первых, снизить уровень бедности в два раза по сравнению с 2017 годом, во-вторых, обеспечить темпы устойчивого роста доходов населения не ниже инфляции. Также в рамках программы намерены развивать систему социальной помощи нуждающимся и способствовать адаптации малоимущих.

Согласно документу, итоги социально-экономического развития Нижегородской области в 2019 году оцениваются как позитивные. По большинству параметров динамика превышала среднероссийскую. Например, после трехлетней стагнации в положительную зону перешли показатели реальных доходов населения, а экономический рост валового продукта составил 103%. Кроме того, в 2019 году по сравнению с 2017 годом число нижегородцев за чертой бедности снизилось с 325,95 до 305,29 тысячи (или с 10% до 9,5%).

Основными причинами нищеты является повышение напряженности на рынке труда и отсутствие работы. В 2020 году уровень регистрируемой безработицы резко вырос: в начале года этот показатель составлял всего 0,4% (7,1 тысячи человек), а уже к сентябрю — 3,5% (62 тысячи). Помимо этого, бедность напрямую связана с низкими зарплатами (в 63% случаев), отсутствием работы в селах (30%), с уровнем образования (59% граждан имеют среднее специальное). Также 21% бедных испытывают нужду после рождения детей.

Заведующий кафедрой экономики и обеспечения экономической безопасности Нижегородского института управления — филиала РАНХиГС Наталия Шмелева в разговоре с NewsNN подтвердила, что именно экономические показатели влияют на уровень бедности при некризисной политической ситуации (то есть при отсутствии военных конфликтов). «У нас происходит рост бедности с 2014 года. В том числе это отголоски санкционного давления, неадаптированной к изменениям системы производственных процессов. А сейчас на это наслаивается пандемия. Люди теряют работу — это однозначно очень важный фактор бедности», — подчеркнула Шмелева.

Ухудшение показателей

Согласно показателям программы по снижению уровня бедности, в первые два года прогнозируется ухудшение ситуации. Так, доля бедных в 2018–2019 годах составляла 9,5%, в 2020 году ожидается 10,1%, в 2021 году — 10%, в 2022 году — 9,6%. Улучшение показателей должно произойти лишь к 2023 году: уровень бедности достигнет 9,2%. Планируется, что к 2030 году показатель снизится до 5,9%. При этом коэффициент напряженности труда закрепится на уровне 2018 года (0,3). Но в 2020–2021 годах он станет заметнее — 1,2 и 0,6 соответственно.

По прогнозу, ежегодный прирост реальной заработанной платы сотрудников организаций в Нижегородской области будет и вовсе уменьшаться. Если в 2018 году он составлял 4,6%, а в 2019 году — 2,6%, то в последующие годы показатель будет варьироваться от 1,6% до 2,8%. В 2030 году прирост окажется всего 2,6%. Ситуация с реальными денежными доходами населения обстоит гораздо лучше. В 2018 году они снизились на 0,2%, в 2020 году — на 3%. Однако в последующие годы прогнозируется рост на 2,6%-3%.

Социолог Александр Прудник рассказал NewsNN, что уровень бедности напрямую зависит от экономики. «На благосостояние населения отрицательно сказались все негативные процессы, которые происходили в экономике России в последние годы. То есть процесс был запущен еще и до коронавируса. Но пандемия накрыла собой весь остальной негатив. Еще в 2019 году фиксировался рост доли бедных, а коронавирус пришел в Россию в 2020 году. Пандемия лишь усилила все негативные моменты. В центре внимания региональных и федерального правительств должна быть необходимость структурных изменений в экономике», — подчеркнул специалист.

По его мнению, продолжение прежней экономической политики не переломит ситуацию, даже если пандемия закончится. «Произойдет лишь небольшое улучшение. Преодолеть порог бедности могут только инструменты экономики, а не перераспределение небольших средств, которыми располагает бюджет. Конечно, это надо делать, но этих денег все равно не хватит. Поэтому необходимо запустить механизм экономического роста. Для этого нужно резко увеличить инвестиции в экономическое развитие внутри страны. Не вывозить капитал за рубеж, а наоборот возвращать его в качестве инвестиционного капитала, который вкладывается в инфраструктуру, современные технологии. Другого пути нет и не будет», — заявил социолог.

В свою очередь, в минсоцполитики Нижегородской области подтвердили NewsNN, что пандемия оказала серьезное влияние на социально-экономическое состояние региона. «Из-за COVID-19 были приостановлены целые отрасли экономики (сфера торговли и услуг, некоторые промышленные производства и строительство), что обусловило рост безработицы и снижение доходов граждан», — подчеркнули представители власти.

Социальные контракты

Вместе с этим нижегородское правительство подготовило план по снижению доли бедного населения. Одним из основных методов борьбы является социальный контракт. Его заключают с малоимущей семьей или одиноко проживающими гражданами, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Правительство помогает им искать работу, проходить профессиональное обучение, осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность.

Проект с соцконтрактами реализуется в регионе с 2020 года, за это время было заключено 23 545 договоров с семьями. На оказание этого вида помощи направили 1,78 млрд рублей, из которых 1,31 млрд — из федерального бюджета и 462 млн — из областного. В 2021 году на социальные контракты потратят 2,07 млрд рублей. По прогнозам, в 2020 году этот вид помощи должны были получить лишь 10% от общего числа малоимущих граждан (а в 2030 году — 20%). Однако в прошлом году план был перевыполнен и показатель достиг 31,7%.

Как рассказали NewsNN в министерстве социальной политики области, при подсчете эффективности данного вида помощи учитываются только завершенные социальные контракты. По данным на 1 января 2021 года, их число составило 11 975, из них только 4632 (36,4%) показали свою эффективность. Представители власти заверили, что эти сведения говорят о «высокой распространенности этого вида социальной поддержки».

Также в минсоцполитики региона сообщили, что, несмотря на пандемию, они не только не приостановили оказание поддержки на основании социального контракта, но и активизировали это направление. «В том числе, приняв решение о минимизации количества документов, необходимых для предоставления данной помощи, и о введении возможности подачи предварительной заявки через адреса электронной почты. В 2021 году планируется заключить свыше 16 тысяч соцконтрактов», — подчеркнули сотрудники ведомства, добавив, что собираются сместить акцент контрактов на трудоустройство и развитие собственного дела, которые показали наибольшую эффективность в 2020 году.

При этом заведующий кафедрой экономики и обеспечения экономической безопасности Нижегородского института управления — филиала РАНХиГС Шмелева отметила, что помощь по социальным контрактам осуществляется за счет бюджетов разных уровней. «Это то, что государство дает населению. Однако такая мера рассчитана на короткий период. Ведь государство тоже должно откуда-то брать деньги. Социальный контракт может быть эффективным, если нуждающиеся люди заинтересованы в поиске работы, в переобучении и пр. Эта мера не пользуется большой популярностью, так как есть фактор некой индифферентности населения», — рассказала специалист.

Выполним ли план?

Кроме того, Шмелева заявила, что принятый план ориентирован на текущую поддержку населения, но он не позволит внести существенный вклад в борьбу с бедностью в долгосрочном режиме. Последнее зависит скорее от социально-экономического развития региона, в то время как текущие позиции во многом связаны с пандемией.

По мнению собеседника NewsNN, планы по снижению уровня бедности к 2030 году до 5,9% — очень амбициозные. «Хотелось бы верить, что это произойдет. Уровень бедности в России должны снизить в два раза к 2024 году, то есть почти 10 млн человек надо вывести на уровень выше прожиточного минимума… Но шансы есть всегда», — рассказала она.

Александр Прудник, в свою очередь, настроен менее оптимистично. «Долгосрочные планы по улучшению экономического состояния, кардинальным изменениям уровня бедности — это, на самом деле, не план, а пожелание. Добрые пожелания всего хорошего. О планах на 2020 год уже никто не вспоминает. Программу 2030 года ожидает такой же результат, если не будет структурных изменений в экономике. А они должны начинаться уже сейчас, ведь отдача экономических процессов растягивается на несколько лет. Кроме того, в 2030 году стандарты бедности изменятся. То, что сегодня считается приемлемым, в 2030 году будет бедностью. Если основные тенденции развития останутся на нынешнем уровне, то планы по снижению доли бедных останутся просто благими пожеланиями», — заключил эксперт.

"