Posted 27 августа 2019,, 10:49

Published 27 августа 2019,, 10:49

Modified 3 ноября 2022,, 18:14

Updated 3 ноября 2022,, 18:14

Эксперты о переходе «ГАЗа» на четырехдневку: «Все проблемы этим не решить»

27 августа 2019, 10:49
Группа «ГАЗ» может перейти на четырехдневную рабочую неделю. Это объясняется негативным влиянием санкций США на российский рынок коммерческих авто. Опрошенные NewsNN эксперты считают, что санкции ни при чем, и предвещают сокращение рынка более чем на 15%.

В пресс-службе предприятия сообщили, что четырехдневная рабочая неделя может начаться с 21 октября и продлиться до 20 апреля. Предполагается, что это позволит избежать сокращений и обеспечить стабильную загрузку производства. Если до октября ситуация на рынке стабилизируется, то «ГАЗ» продолжит работать в обычном режиме.

Сотрудники уведомлены о возможных изменениях, заявили в пресс-службе предприятия. В новых условиях зарплату им планируют начислять исходя из отработанного времени.

Отметим, что всего в компании работает свыше 40 тыс. человек, которые получают в среднем 36 тыс. рублей. Год назад сотрудники Горковского автозавода жаловались NewsNN на низкую зарплату. «Этой проблеме очень много лет… Акцент делается не на тех, кто создает продукт, будь то материальный, интеллектуальный, а на тех, кто контролирует их», - сказал сотрудник ГАЗа Виктор Круликовский.

Помимо сокращения рабочего времени, группа «ГАЗ» пытается сэкономить и другими способами - оптимизирует производственные процессы и логистику, уменьшает оборотный капитал, а также внедряет программы стимулирования спроса.

Напомним, что год назад США ввели санкции в отношении владельца группы «ГАЗ» Олега Дерипаски и аффилированных с ним компаний. В апреле 2019 году бизнесмен посетил нижегородский автозавод и заявил, что настали сложные времена - если ограничения не будут сняты, предприятие могут закрыть.

Сами сотрудники «ГАЗа», впрочем, сообщили NewsNN, что они не почувствовали на себе сокращения объемов производства. «План выше в два раза. Какие сокращения? Работы стало больше, почти все субботы рабочие», - говорил заводчанин Андрей Демидов.

Впрочем, предприятие активно поддерживает государство. В апреле «Группа ГАЗ» попросила правительство РФ о выделении 29,5 млрд рублей господдержки, пригрозив возможным дефолтом. В конце июля стало известно, что «ГАЗ» поставит 200 мусоровозов в Африку за 455,6 млн рублей, в июне Росгвардия объявила закупку автобусов у нижегородского автозавода на 111 млн рублей.

Продажи коммерческих авто упадут к концу года

По данным «ГАЗа», за 7 месяцев 2019 года рынок легких коммерческих автомобилей сократился на 8%. В конце этого года падение может усилиться до 15%.

Аналитическое агентство «Автостат» отмечает, что по итогам 7 месяцев в сегменте LCV (в котором марка ГАЗ имеет долю 45%) рынок сократился на 5,5%. В сегменте грузовых автомобилей за первое полугодие продажи упали на 4,6% (здесь доля ГАЗа составляет 10,6%).

«Автостат» добавляет, что «ГАЗель Next» остается самой продаваемой моделью в сегменте легкого коммерческого транспорта. За семь месяцев реализация этой модели на российском рынке составила 14,9 тыс. единиц. При этом данный результат ниже на 9,3% аналогичного периода прошлого года.

На втором месте на рынке LCV идет Ford Transit, чей результат составил 6,1 тыс. машин (+15,4%). Замыкает тройку бестселлеров ГАЗ 3302 с показателем 5,9 тыс. проданных автомобилей (-2,9%).

Отметим, что объем продаж легких коммерческих автомобилей группы «ГАЗ» за первые шесть месяц текущего года составил 25,96 тыс. единиц. Что меньше на 4%, чем за аналогичный период 2018 года.

Почему падает рынок?

Рынок российских коммерческих автомобилей растет уже на протяжении трех лет. Так он восстанавливается после провальных 2013–2015 годов, когда продажи сократились вдвое.

Советник по макроэкономике гендиректора «Открытие Брокер» Сергей Хестанов соглашается с оценками «ГАЗа» и прогнозирует еще большее падение. «Падение на 15% — разумная предварительная оценка, но пока не разрешен торговый конфликт США и Китая, прогноз может быть скорректирован в сторону увеличения падения рынка», - считает аналитик.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов говорит, что сокращение рынка происходит по ряду причин. Во-первых, непростая экономическая ситуация приводит к тому, что бизнес отказывается расширяться, приобретать активы, в том числе различный транспорт.

«Во-вторых, нужно напомнить, что в предшествующие годы рынок коммерческого транспорта активно развивался, продавалось много машин и могло наступить его некоторое насыщение, что и привело к сокращению продаж», - сказал Баранов.

Не исключено, что рынок мог сократиться из-за выросшей конкуренции с легковыми автомобилями. Аналитик считает, что за последние годы на рынок вышли несколько моделей легковых автомобилей, которые вполне могут заменить LCV.

В целом, аналитики в очередной раз утверждают, что санкции, конечно, создают некоторые проблемы «ГАЗу», но основная причина сокращения рынка заключается в другом. «Коммерческий транспорт — типичный пример инвестиционного товара: спрос на него растет, когда бизнес ждет роста экономики, и падает, когда ожидается затухание экономического роста. Именно негативные ожидания бизнеса и толкают вниз этот рынок», - считает Хестанов.

Переход на четырехдневку сократит расходы

Сокращение рабочей недели — обычная практика для российских автозаводов, говорит аналитик «Открытие Брокер». Однако, по его мнению, всех проблем данная мера не решит.

Баранов заявил, что сокращение рабочих дней может помочь уменьшить расходы предприятия: в этот период заводу потребуется меньше сырья и комплектующих для работы, меньше электроэнергии, тепла, воды. Денежных средств на оплату труда потребуется меньше, прочие расходы также могут быть сокращены.

Кроме того, в те дни, когда предприятие не будет работать, там можно проводить ремонт и модернизацию оборудования, что позволит повысить производительность, положительно скажется на его конкурентоспособности, считает эксперт.

Баранов добавил, что введение сокращённой рабочей недели на предприятии почти до мая следующего года, скорее обусловлено информированием сотрудников и акционеров компании. «Но это отнюдь не означает, что так компания и будет действовать в дальнейшем, не исключено, что ситуация изменится», - говорит он.

Аналитик напоминает, что в 2018 году планировалось проведение серьезной дополнительной эмиссии акций, с помощью которой «ГАЗ» рассчитывал привлечь более 60 млрд рублей. Однако после появления угрозы санкций от этих планов пришлось отказаться. «Возможно, к этой идее стоит вернуться, - отмечает эксперт. – Хотя найти инвесторов в нынешних условиях будет непросто».

"