Posted 27 февраля 2016,, 18:04

Published 27 февраля 2016,, 18:04

Modified 12 ноября 2022,, 14:13

Updated 12 ноября 2022,, 14:13

«Необязательное» ОСАГО?

27 февраля 2016, 18:04
Продажи полисов ОСАГО и «каско» в Нижегородской области за прошлый год снизились. Создается впечатление, что даже «автогражданка» уже не является обязательной для автовладельцев из-за снижения их доходов. Полисов ОСАГО за 2015 год на территории нашего региона было продано почти на сто тысяч меньше, чем в 2014 году, а сотрудники ГИБДД стали чаще выявлять нарушителей, которые ездят без страховки.

Некредитные авто уронили «каско»

В Нижегородской области за 2015 год было заключено 64 858 договоров «каско» против 96 979 в 2014 году. Информация об этом размещена на сайте Центробанка. Страховщики сходятся во мнении, что основная причина такого сокращения – снижение продаж автомобилей в кредит.

У нижегородской компании «Центр страхования» продажи полисов ОСАГО и «каско» в прошлом году уменьшились. По словам директора «Центра страхования» Ивана Цыплакова, это связано с падением уровня доходов населения, которое экономит в том числе и на страховке.

«Основные продажи полисов «каско» приходятся за кредитные машины, а нижегородцы все меньше покупают автомобили, тем более в кредит», – поясняет он. Напомним, в Нижнем Новгороде за прошлый год продажи новых легковых автомобилей упали почти вдвое.

В нижегородском филиале «Росгосстраха», который также снизил продажи полисов «каско» (на 12%), это падение, кроме уменьшения количества кредитных машин, связывают с инфляцией и ростом курса валют, которые вызвали увеличение цен на автомобили, стоимости запчастей и ремонта на станциях техобслуживания дилеров. Кроме того, выросли и сами тарифы «каско».

Иван Цыплаков отмечает, что и на станциях техосмотра автомобилистов стало меньше.

О снижение интереса страхователей к программам «каско» говорят и в «Ингосстрахе». В Нижегородской области компания в 2015 году заключила 7977 договоров «каско» (в 2014 году – 12 282 договора). По словам директора филиала «Ингостраха» в Нижегородской области Дениса Морозова, выраженные колебания валютных курсов привели к росту цен на запчасти и комплектующие в 1,5–2 раза, а также на ремонтные работы в автосекторе. Это напрямую сказалось на страховых тарифах и вынудило клиентов либо полностью отказываться от покупки «каско», либо приобретать минимальный страховой пакет.

Морозов также соглашается, что основной объем продаж по «каско» формируется за счет страхования кредитных автомобилей.

Ведущий аналитик MFX Broker Артем Звягильский напоминает, что общие продажи автомобилей в России в 2015 году рухнули на 25%, при этом спад продаж поддержанных авто был менее чувствительным – всего 20%. «Соответственно, на этом фоне и снизился спрос на полисы. Кроме того, все чаще банки при выдаче автокредитов требуют обязательное оформление «каско», что также оказывает негативное влияние на сегмент ОСАГО», – отмечает он.

Подделки и малые штрафы

Несмотря на обязательность ОСАГО, эти полисы нижегородские автомобилисты тоже стали покупать меньше. В 2015 году в Нижегородской области страховые компании заключили 832 711 договоров «автогражданки». Это почти на сто тысяч меньше, чем в 2014 году (932 231 полис).

Директор нижегородского филиала СОГАЗ Дмитрий Курьян говорит: на уменьшение числа заключенных договоров повлияли значительное падение продаж автомобилей и снижение деловой активности. Также теперь нет необходимости оформлять отдельный полис на прицепы к автомобилям.

«Кроме того, некоторые автомобилисты ввиду тяжелой экономической ситуации предпочли общественный транспорт личному», – отмечает он.

Цыплаков соглашается, что люди стали меньше ездить на автомобилях из-за снижения уровня жизни, поэтому не покупают ОСАГО и ставят машину «на прикол» либо, в случае выявления сотрудниками ГИБДД отсутствия полиса, платят небольшой штраф в 800 рублей.

Старший инспектор по особым поручениями отдела пропаганды БДД и организационно-аналитической работы УГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области Дмитрий Мацкевич отмечает увеличение количества выявленных водителей, которые ездят без обязательного полиса. В 2015 году по сравнению с 2014-м их число выросло примерно на 15%.

По мнению Цыплакова, еще одна причина сокращения продаж полисов ОСАГО в области – рост их стоимости в прошлом году. Так, в «Центре страхования» в 2015 году такой полис стоил 4–4,5 тысячи рублей, а в этом – 8–8,5 тысячи. Это привело к увеличению количества поддельных полисов, которые продают за 1–2 тысячи рублей. По оценке Цыплакова, сейчас на нижегородском рынке таких полисов 5–10%, причем автовладельцы знают, что покупают фальшивки.

Курьян тоже отмечает, что отдельные автовладельцы решили пойти на риск и не заключать договор ОСАГО либо воспользоваться поддельными полисами.

«Однако, несмотря на снижение продаж полисов, сборы страховых компаний по этому виду страхования не уменьшились из-за роста стоимости полисов, что также привело и к увеличению страховых выплат при авариях», – говорит Цыплаков.

Екатерина Чичурина

"