Posted 26 июня 2019,, 13:49

Published 26 июня 2019,, 13:49

Modified 3 ноября 2022,, 18:14

Updated 3 ноября 2022,, 18:14

Обогреватель, ящики от стола и ток: как пытают в нижегородских отделах полиции

26 июня 2019, 13:49
В Международный день в поддержку жертв пыток NewsNN вспоминает самые громкие дела, когда права жителей Нижегородской области нарушались со стороны силовиков.

Российский комитет против пыток заказал исследование в аналитическом центре «Левада». Согласно ему, пыткам со стороны силовиков подвергался каждый десятый опрошенный. Каждый третий конфликт с силовиками сопровождался насилием либо угрозами. Всего в исследовании приняли участие 3400 человек в 53 регионах РФ.

Также выяснилось, что общество не готово требовать от власти полного запрета пыток: значительное число россиян уверено, что борьба с насилием ударит по раскрываемости преступлений, а треть допускает его применение.

Последнее громкое дело о пытках в Нижегородской области — об избиении задержанного в Ветлужском районе.

Избиение ящиком в Ветлуге

Жители Ветлуги Иван Белов и Павел Якушев настаивают, что были избиты полицейскими при задержании в апреле 2017 года. К Якушеву применялось физическое насилие и в ветлужском отделении полиции. Из его показаний следует, что в кабинете уголовного розыска один из полицейских разбил его телефон, а затем принялся избивать и мужчину. В ход шли подручные средства — панель от ящика письменного стола и электрический обогреватель.

Медики зафиксировали у Якушева многочисленные телесные повреждения. У Белова в результате избиения произошло отслоение сетчатки глаза. Находясь под следствием, мужчина продолжал получать угрозы о физической расправе.

После вмешательства Комитета против пыток 3 марта 2018 года СУСК РФ по Нижегородской области возбудило уголовное дело по статье «Превышение должностных полномочий с применением насилия».

28 июня 2019 года в Ветлужском районном суде Нижегородской области начнется рассмотрение уголовного дела в отношении бывшего начальника уголовного розыска ветлужского отделения полиции Антона Мерлугова.

Пытки током в Володарском районе

С 2008 года по апрель 2019 года следователи не могли поставить точку в деле о пытках током заключенного Сергея Ляпина в отделении полиции Володарского района.

По словам потерпевшего, в ночь с 24 на 25 апреля 2008 года он собирал металлолом около гаражного массива поселка Ильиногорское. Там Ляпин был задержан сотрудниками володарского отдела вневедомственной охраны, как ему было заявлено, «по подозрению в совершении краж», и доставлен в поселковый отдел милиции. По словам заявителя, в отделе его избили, а затем стали пытать током.

После этого мировой судья приговорил Ляпина к 5 суткам административного ареста «за оказание сопротивления сотрудникам милиции» и отправил для отбывания административного наказания в спецприемник.

26 апреля мужчину из камеры доставили сначала в травмпункт, а потом госпитализировали в больницу. Врачи диагностировали у него множественные травмы и повреждения: сотрясение головного мозга, ушиб области шеи, ушиб грудной клетки, термические ожоги обеих кистей.

Ляпин обратился в следственные органы с жалобой на действия сотрудников милиции. Однако в течение полутора лет около десяти раз следователи отказывали в возбуждении уголовного дела, девять из них были признаны незаконными.

В итоге Ляпин подал жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). 24 июля 2014 года страсбургские судьи в своем решении признали факт пыток Ляпин, а также установили, что следственные органы не провели адекватного расследования по этому факту. Заявителю была присуждена компенсация в размере 45 тысяч евро.

Было возбуждено уголовное дело. 8 апреля 2019 суд признал участкового уполномоченного полиции Олега Каштанова виновным в пытках током и избиении задержанного в 2008-м году и приговорил его к 3,5 годам лишения свободы условно. В связи с истечением сроков привлечения к уголовной ответственности, Каштанов освобожден от наказания. Комитет против пыток повторно обратился в ЕСПЧ.

Смерть в вытрезвителе

26 марта 2019 года Европейский суд по правам человека вынес решение по жалобе нижегородки Елены Аношиной. Ее брат Александр Аношин был убит милиционером в медицинском вытрезвителе в 2002 году. Страсбургские судьи установили, что РФ нарушила право Аношина на жизнь, а расследование его убийства было проведено неэффективно. В связи с этим ЕСПЧ присудил женщине 36,6 тысяч евро.

Трагический случай произошел 25 июля 2002 года. Аношин был доставлен в медицинский вытрезвитель Советского района Нижнего Новгорода, в котором повесился в этот же день. На его теле также были найдены травмы. Было возбуждено уголовное дело по статье «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть».

Однако в деле так и не появились подозреваемые, оно приостанавливалось 13 раз. В 2005 году была направлена жалоба в ЕСПЧ в интересах Елены Аношиной.

Вскоре нашлись подозреваемые, которые были взяты под стражу и начали давать показания. В августе 2006 года уголовное дело по обвинению сотрудников милиции Алексея Маслова, Евгения Агеева, Андрея Антонова было передано в Советский районный суд Нижнего Новгорода.

1 августа 2008 года суд признал Маслова виновным по статьям УК РФ «Умышленное причинение смерти» и «Превышение должностных полномочий». Он был приговорен к 14 годам лишения свободы в колонии строгого режима. В отношении Агеева и Антонова уголовное преследование было прекращено в связи с истечением сроков давности.

В 2009 году четверым детям Аношина, а также его сестре и вдове были присуждены компенсации морального вреда, причиненного преступлением экс-милиционера, в размере 150 тысяч рублей каждому. В 2016 году нижегородские суды присудили четырем детям и вдове погибшего по 100 тысяч рублей каждому в качестве компенсации морального вреда, причиненного им неэффективным расследованием смерти Аношина. А в 2019 году ЕСПЧ присудил заявительнице 36,6 тысяч евро.

Запутанное дело о покушении на депутата

5 декабря 2018 года юристы Комитета против пыток обратились с жалобой в Европейский суд по правам человека в интересах нижегородца Николая Шарова, сначала признанного невиновным, а впоследствии все-таки осужденного за участие в заказном убийстве. Сам мужчина обвиняет полицейских в пытках.

Шарова задержали в июле 2011 года. По его словам, в течение нескольких дней его избивали и пытали током, требуя признания в организации покушении на депутата Саратовской городской думы Сергея Курихина.

Врачи диагностировали у Шарова многочисленные ушибы, ссадины, а также перелом двух ребер, осколки которых проткнули ему легкое.

1 августа 2011 года было возбуждено уголовное дело в отношении неустановленных сотрудников полиции по статье «Превышение должностных полномочий с применением насилия». Расследование шло больше трех с половиной лет, в деле сменились шесть следователей.

В 2014 году вынесено постановление о прекращении уголовного дела. Следователь сделал вывод, что Шаров пытался дискредитировать сотрудников полиции с целью избежать уголовной ответственности.

Юристы Комитета против пыток в течение четырех лет пытались обжаловать это постановление о прекращении уголовного дела, однако в итоге оно было оставлено в силе. Комитет обратился с жалобой в ЕСПЧ.

23 августа 2013 года Саратовский районный суд полностью оправдал Шарова в инкриминируемом преступлении и освободил его в зале суда. Мужчина был реабилитирован и взыскал компенсацию морального вреда за незаконное уголовное преследование и двухлетнее пребывание в изоляторе в размере 300 тысяч рублей.

Однако Президиум Верховного суда России направил это уголовное дело на новое рассмотрение. 26 июня 2015 года Саратовский областной суд признал Шарова виновным в совершении преступлений по статьям «хищение», «разбой», «убийство», «незаконное хранение оружия» и ряду других, и назначил ему наказание в виде 22 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима.

"