Posted 26 февраля 2019,, 07:10

Published 26 февраля 2019,, 07:10

Modified 3 ноября 2022,, 18:14

Updated 3 ноября 2022,, 18:14

Город рекламы: неуважение со стороны бизнеса или бездействие властей

26 февраля 2019, 07:10
В 2018 году власти Нижнего Новгорода направили на благоустройство города 395 млн рублей. Однако улицы до сих пор уродуют рекламные конструкции, размещенные в том числе на исторических зданиях. NewsNN узнал мнение экспертов о том, как навести порядок в этой сфере.

Побывав в Нижнем Новгороде в 2017 году, блогер Илья Варламов назвал «азиатским» подход к оформлению города рекламой. Он заявил, что вывески, баннеры и растяжки на зданиях буквально убивают внешний вид исторической улицы Большой Покровской. С блогером согласились и нижегородские градозащитники.

«Рекламные вывески на зданиях Нижнего Новгорода очень броские, часто перекрывают фасады исторических зданий, портят перспективу улицы. По федеральному закону №73 на объектах культурного наследия запрещено размещать рекламные конструкции, а в центре города почти все здания – памятники архитектуры», - сказала NewsNN лидер движения «СпасГрад» Анна Давыдова.

Эти нормы вступили в силу три года назад. По словам Давыдовой, все это время активисты пытались добиться демонтажа рекламы, однако сделать это было сложно. С некоторых зданий конструкции убрали, однако основная масса осталась.

Глава постоянной комиссии думы Нижнего Новгорода по развитию города, строительству и архитектуре Андрей Дранишников считает, что вид улиц оставляет желать лучшего. «Реклама должна соответствовать общему тренду, но у нас много рекламы, которую вешают все, кому не лень. Конечно, с этим надо бороться», - заявил он NewsNN.

Бизнес не считает нужным хоть как-то уважать город

В 2017 году гордума приняла «Правила размещения и содержания информационных конструкций в городе». Нижний Новгород разбит на несколько зон, для каждой из которых прописаны допустимые виды рекламных конструкций. Один из первых пунктов гласит, что рекламные конструкции должны размещаться без ущерба для облика и технического состояния фасадов. Перед тем как установить рекламу, бизнес должен согласовать ее дизайн-проект с МКУ «Городской центр градостроительства и архитектуры».

Впоследствии правила ужесточили. Администрация приняла архитектурно-художественную концепцию нескольких исторических улиц: Белинского, Большой Покровской и Варварской, Бетанкура, Самаркандской, Керченской и Стрелки. На главной пешеходной улице города теперь нельзя размещать рекламу на окнах домов и вывешивать напечатанные на баннере надписи. Театру драмы запретили завешивать историческое здание афишами.

В случае нарушения физлицо могут оштрафовать на сумму от 22 до 112 тысяч рублей, должностное лицо – от 112 до 338 тысяч, юрлицо – от 225 тысяч до 1,6 млн. Если нарушения производятся повторно, штрафы вырастут в два раза. Размер санкций регулируется кодексом Нижегородской области об административных нарушениях.

В начале февраля новый директор департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области Марина Ракова заявила, что дизайн-коды будут разработаны и для других улиц Нижнего Новгорода. Порядок в сфере рекламы планируют навести во всем регионе.

«Всем районам предстоит проработать дизайн-регламент территории – документ, призванный очистить улицы от так называемого визуального мусора – вывесок и рекламных конструкций, которые уродуют облик городов и поселков», - приводит слова Раковой пресс-служба регионального правительства.

Однако принятые правила не всегда соблюдаются. Блогер Алексей Малафеев в своей группе «ВКонтакте» «Комфортная среда НН» приводит пример грубых нарушений принятых градостроительных норм на Большой Покровской.

«Вот пример того, как бизнес не считает нужным хоть как-то уважать город, где он работает. В данном случае, турфирма «Спутник» и магазин одежды Bounty нарушают принятый дизайн-код улицы, делая ее унылой и колхозной. Новые правила были приняты два года назад. Думаю, у предпринимателей было достаточно времени, чтобы их соблюсти», - написал он в своем блоге.

В разговоре с NewsNN Малафеев уточнил, что следит за выполнением норм административно-техническая инспекция Нижнего Новгорода (АТИ), но ресурсы у нее ограниченные, и бизнес этим пользуется.

А «Шаурма» и ныне там

Внешний облик Нижнего Новгорода портят и маленькие торговые объекты. В центре города можно встретить киоски фаст-фуда с ярко-желтыми надписями на красном фоне. О том, что такие объекты будут приведены к единому стилю, администрация города заявляла еще летом 2018 года, но пока работы в этом направлении нет.

Недавно мэр Владимир Панов написал на своей странице в Facebook, что дизайн-код будет принят и для летних кафе. Но точных сроков власти не называют. Дранишников заявил NewsNN, что Нижний Новгород любит ссылаться на опыт других городов, однако в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге этот вопрос решен.

«У каждого города есть свое внутреннее содержание, с учетом исторических, национальных особенностей. У Нижнего тоже должно появиться свое лицо. Если это центральная улица, то рекламная концепция должна вязаться с ее обликом. Давно об этом уже говорят, пора приступить к выполнению программы», - сказал он.

Экс-депутат гордумы Казани и коммерческий директор ГРК «Казанская Ривьера» Елена Войтко рассказала NewsNN, что власти столицы Татарстана с каждым годом ужесточают правила размещения рекламы в городе. Под особымконтролям находятся здания, находящиеся в охранной зоне казанского кремля. В нее попадает «Ривьера», поэтому власти добиваются демонтажа вывески комплекса.

«Возможно, есть смысл запретить размещение рекламных вывесок непосредственно на исторических постройках: это наше историческое наследие, и мы с особым трепетом подходим к вопросу сохранности объектов старины. Новые здания от этого страдать не должны, ведь архитектура современного города – это не что иное, как гармоничное сочетание памятников старины с современными, стильными и технологичными зданиями. Рекламные вывески – часть облика современного города», - сказала она.

"