Posted 25 мая 2017,, 08:33

Published 25 мая 2017,, 08:33

Modified 3 ноября 2022,, 17:42

Updated 3 ноября 2022,, 17:42

Число судебных разбирательств по авторскому праву растет

25 мая 2017, 08:33
С нижегородского цирка взыскивают более 1 млн рублей за исполнение песен без согласования с авторами. Ранее цирку уже были присуждены аналогичные суммы за такие же нарушения. Несмотря на все большую доступность сферы юридических услуг, число судебных разбирательств по авторским правам растет.

Общественная «Всероссийская организация интеллектуальной собственности» (ВОИС) в мае этого года подала в арбитражный суд Нижегородской области 2 иска к «Росгосцирку» на сумму более 1 млн рублей. Об этом NewsNN сообщил представитель ВОИС в Нижегородской области Сергей Чекмарев.

Ответчиком выступает нижегородский цирк (филиал «Росгосцирка»), в цирковых представлениях которого звучали фонограммы песен российских исполнителей без заключения договоров авторских вознаграждений с авторами песен либо с ВОИС.

Иск на 400 тысяч рублей ВОИС подала 17 мая. По словам Чекмарева, в нижегородском цирке в ноябре 2016 года на представлении Гия Эрадзе «Королевский цирк» 20 раз звучала фонограмма песни «Московская кадриль» группы «Чеботуха».

Иск на 760 тысяч рублей, поданный 19 мая, связан с представлением цирка Vitali «Союз звезд», которое прошло в 2014 году, где по 19 раз звучали фонограммы песен «Страх полета» Дмитрия Маликова и «Богатырская сила» Стаса Намина.

«С этими певцами и группой у ВОИС заключены договоры по защите их прав, - пояснил Чекмарев. – За каждое исполнение данных произведений без заключения авторского договора полагается штраф от 10 тысяч до 5 млн рублей. ВОИС подал иски из расчета 20 тысяч рублей за каждое исполнение».

Он также отметил, что сейчас в апелляционной инстанции нижегородский цирк оспаривает решение нижегородского арбитражного суда о взыскании 1,32 млн рублей по иску ВОИС. В 2015 году на цирковом королевском шоу Гии Эрадзе «Баронеты» в нижегородском цирке 42 раза звучали фонограммы песен «Бричка», «Цумайле», Ciganka Medley, Rondo Veneziano, Magica melodia без выплаты вознаграждений исполнителям.

По словам Чекмарева, ВОИС уже несколько лет судится с нижегородским цирком, который отказывается заключать договоры на публичное исполнение песен. С цирка уже по двум судебным решениям, вступившим в законную силу, взыскано более 400 тысяч рублей. При этом, отметил он, заключение соответствующих договоров обходится существенно дешевле, чем налагаемые компенсации за незаконное исполнение.

В нижегородском цирке не стали комментировать эту ситуацию.

Несмотря на доступность юридических услуг и развитие онлайн-консультирования, таких споров меньше не становится. Так, с начала этого года, по данным картотеки арбитражных дел, ВОИС подала в нижегородский арбитраж более 40 исков. Большая часть ответчиков – нижегородские предприятия, но есть и организации из других городов. За аналогичный период 2016 года ВОИС подала примерно столько же исковых заявлений.

Старший юрист "Юридической фирмы Мирошкин и Партнеры" Илья Кунинец отмечает, что количество судебных разбирательств по авторскому праву неуклонно растет.

«В первую очередь это связано с тем, что правообладатели вкладывают в продвижение и защиту своих активов гораздо больше, чем раньше», - объясняет юрист. Также он напоминает о послаблении в правовом поле: Конституционный суд РФ в декабре 2016 года защитил нарушителей от драконовских мер ответственности со стороны правообладателей, снизив размеры компенсации, которые достигали ранее 5 млн рублей за каждое нарушение. При этом, отмечает Кунинец, суд дал при определенных обстоятельствах карт-бланш нарушителям, придавая им уверенность в безнаказанности за свои действия.

«Работы в сфере защиты прав правообладателей меньше не становится, поскольку интеллектуальная собственность генерируется непрерывно, и новые споры возникают намного чаще, чем удается решать старые», - резюмирует Кунинец.

В Нижегородской области возникает все больше споров и по товарным знакам. Юрист нижегородского филиала «Юридической фирмы Городисский и Партнеры», к.ю.н. Вера Знаменская объясняет это тем, что компании стали осознавать необходимость защиты принадлежащих им исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и все чаще обращаются в суд для пресечения действий нарушителей таких прав.

«При этом немаловажное значение имеет деятельность таможенных и правоохранительных органов по информированию правообладателей и пресечению введения в гражданский оборот контрафактных товаров», - говорит Знаменская.

"