Posted 23 апреля 2015,, 17:18

Published 23 апреля 2015,, 17:18

Modified 12 ноября 2022,, 15:14

Updated 12 ноября 2022,, 15:14

Победа над муниципальным транспортом

23 апреля 2015, 17:18
Пока наиболее прогрессивные нижегородцы мечтают о развитии муниципального транспорта, чтобы можно было пересесть на него из своих автомобилей, внеся личный вклад в борьбу с пробками, апелляционной инстанцией арбитражного суда было отменено решение по одному очень примечательному делу за номером А43-29122/2013. Муниципальное предприятие «Нижегородпассажиравтотранс» предъявило иск о взыскании с Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Нижегородской области 55 млн 487 тыс. руб. в возмещение убытков от перевозки льготников федерального реестра. И отсудило их! Но радость была преждевременной.

Сегодня руководству МП «Нижегородпассажиравтотранс» уже ясно, что предприятию не видать не только этих средств, но и еще более 177 млн руб. выпадающих доходов (и это только за 2010 год!) от обслуживания граждан всех льготных категорий. А вместе с МП «Нижегородпассажиравтотранс» в той же ситуации находится и нижегородское метро, и электротранс, которые также сегодня судятся с государством.

«Незаконное бездействие государства выразилось в уклонении органов государственной власти от создания механизмов учета, расчета и возмещения фактических расходов транспортных предприятий. Противоправность деяния, совершенного государством, состоит в том, что им не выполнено обязательство, возложенное на него законом, возместить эти расходы в полном объеме», — гласит решение суда первой инстанции по делу № А43-29152/2013 от 3 декабря 2014 года. Тогда МП «Нижегородспассажиравтотранс» доказало долги перед ним за 2010 год Нижегородской области в лице министерства финансов в сумме 159 млн 479 тыс. руб. и территориального управления Федерального казначейства в сумме 17 млн 696 тыс. руб. Но решение в законную силу не вступило, поскольку ответчики подали апелляцию.

14 апреля 2015 года при пересмотре дела А43-29122/2013 арбитражный апелляционный суд отменил решение первой инстанции. Таким образом, создан прецедент, который почти не оставляет надежды, что факты, предъявляемые муниципальными перевозчиками, будут учтены апелляционной инстанцией в дальнейшем. Ведь от ее вердикта зависит, придется или нет государству выложить из казны более миллиарда рублей за четыре года выкрутасов с начислением сумм компенсации убытков за перевозку нижегородских льготников.

Позиция суда в отношении требований МП «Нижегородпассажиравтотранс» сегодня уже ясна: «Указанный расчет не подтвержден сведениями о реальном количестве перевезенных предприятием лиц, обладающих правом на льготный проезд».

Вот что рассказали «НьюсНН» по этому поводу в «Нижегородпассажиравтотрансе». В настоящее время тариф за проезд в автобусе составляет 20 рублей при себестоимости 23,38 рубля (на 2014 год). «Поскольку мы муниципальное предприятие и выполняем социальные перевозки, то, естественно, при тарифообразовании учитывается не только себестоимость нашей услуги, но еще и платежеспособность населения, — отмечает источник. — Поэтому, естественно, при установлении тарифа, во-первых, ни о какой рентабельности предприятия речи быть не может. И, во-вторых, мы должны получать некие субсидии из бюджета любого уровня, чтобы компенсировать свои убытки. Отсюда возникает необходимость выдумывания каких-то методик по расчету размера компенсации».

С 1 января 2009 года в Нижегородской области вступил в силу порядок расчета, утвержденный постановлением регионального правительства № 404. На тот момент тариф за проезд, который устанавливается субъектом РФ, был 11 рублей и проездной билет на предъявителя (то есть для любого пассажира) стоил 440 рублей. Условно это 40 поездок при тарифе в 11 рублей. Откуда они взялись, это неважно. Стоимость проездного была эквивалентна 40 безльготным поездкам. И выпадающие доходы предприятия считались от тарифа в 11 рублей за 40 поездок. Самое главное: при таком порядке возмещения предприятие не получало убытков от перевозки льготников. «Мы получали с пассажира стоимость проездного билета, а остальное шло из бюджета», — поясняют в МП «Нижегородпассажиравтотранс».

А дальше началась история с постановлением № 404. Стал меняться тариф, количество поездок для расчета выпадающих доходов. И начала меняться стоимость льготных проездных билетов. В зависимости от того, как соотносятся эти показатели, выпадающие доходы стали отличаться от реальных потерь предприятия. Первое такое изменение произошло уже с 1 октября 2009 года. То есть в нормальном виде методика просуществовала 9 месяцев. И уже с 1 октября 2009 года правительство области для расчета компенсации установило норматив в 30 поездок. С этого момента с каждого проданного льготного проездного, например, «Нижегородпассажиравтотранс» начал получать 280 рублей чистого убытка, недополучая компенсацию из бюджета.

Надо понимать: выпадающие доходы — это разница в стоимости льготного и нельготного проездного. До 10 июля 2012 года единственной переменной величиной при расчете компенсации этих выпадающих доходов предприятиям было число поездок — то 40, то 30, то, как теперь, 39. И всякий раз выпадающие доходы считались от действующего тарифа. То есть если обычный пассажир заплатил 15 рублей за проезд, то за льготника в качестве компенсации выпадающих доходов тоже логично платить 15 рублей, неважно за какое число поездок. Но нет, вдруг область стала возмещать муниципальным перевозчикам выпадающие доходы в половину тарифа. Тариф стал 20 рублей с 1 сентября 2012 года, а возмещение выпадающих доходов стали считать за те же 39 поездок, но по 10 рублей.

«У нас как минимум 100 миллионов в год пассажиров перевозится, из них половина — льготники. Если с каждого льготника мы теряем хотя бы один рубль, это уже 50 миллионов», — поясняют в МП «Нижегородпассажиравтотранс». Для справки: сейчас эта разница равняется 325 рублям на льготника. При этом за реализацию единого социального проездного абонемента (ЕСПА) без ограничения поездок для льготников муниципальные предприятия сегодня вообще никакой компенсации из бюджета не получают. Потому что проездной билет на предъявителя стоит 950 рублей, а ЕСПА — 625 рублей. Умножая 16 рублей на 39 поездок и вычитая 625 рублей, получаем минус один рубль!

А теперь о лимите в 39 поездок для льготников, по поводу которых столько в свое время было медийного шума. В МП «Нижегородпассажиравтотранс» простым математическим действием доказывают необъективность данного норматива. И единым социальным проездным билетом (ЕСПБ), и ЕСПА могут пользоваться одни и те же категории граждан: пенсионеры, доноры, многодетные и так далее. Всего 26 категорий льготников. Один стоит 400 рублей, но на 39 поездок. Другой — 625 рублей, но без ограничений. Причем выпадающие доходы и там и там считаются от 39 поездок. Нужно сделать выбор, какой проездной купить. Естественно, стоит задача сэкономить. Считаем разницу в стоимости: 225 рублей. Делим на 20 (стоимость одного проезда на любом виде транспорта). Получается 11,25. То есть льготнику надо дополнительно совершить минимум 11 поездок, иначе билет за 625 рублей покупать невыгодно. 39 плюс 11 — это 50 поездок!

В правительстве Нижегородской области стоят на позиции, что наличие убытков говорит о недостаточной эффективности управления предприятием. И ссылаются на приказ Росстата от 19 августа 2014 года № 527 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта».

«Количество поездок, применяемое для расчета выпадающих доходов в крупных муниципалитетах, — 30, — утверждает источник в правительстве. — Однако в Нижегородской области с 2010 года для расчета стоимости социального проездного использовался лимит 39 поездок — на треть больше рекомендованного. При этом на сегодняшний день усредненное число поездок в месяц на одного льготника, по данным мониторинга, проведенного минтрансом области, — 35 для Нижнего Новгорода и 33 для районов области. То есть лимит в 39 поездок остается неизрасходованным. Тем не менее правительство его не снижает ни для жителей областного центра, ни для жителей районов».

«НьюсНН» обратился к документу, упоминаемому чиновником регионального правительства. Действительно, для исчисления убытков от продажи ЕСПА учитываемое количество поездок пассажиров по проездным билетам равно 30. Но только для тех муниципалитетов, где действует один вид транспорта! Там, где работают три вида наземного транспорта (автобус, трамвай, троллейбус) рекомендовано брать за основу по 20 поездок на каждый вид транспорта. Итого 60!

Что касается продажи ЕСПБ, то «количество поездок в месяц устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований или принимается равным 50 (суммарно во внутригородском и пригородном сообщениях)».

Натурных обследований пассажиропотоков, как подтвердили агентству в городском департаменте транспорта, в Нижнем Новгороде не проводилось. Поэтому, согласно соглашению между правительством Нижегородской области и администрацией Нижнего Новгорода (№ 53-П от 14 июля 2009 года), установленное количество поездок при расчете убытков муниципальных транспортных предприятий составляет: социальный автобус — 36, наземный электротранспорт — 21, метро — 4. Итого 61 поездка!

Напомним также, что «Нижегородпассажиравтотранс» перешел из областной в муниципальную собственность с долгом в более чем 700 млн руб. Эту цифру нам назвал директор департамента и связи Нижнего Новгорода Анатолий Гусев. Из них правительство региона признало за собой только 360 млн руб. (сумма кредиторской задолженности по состоянию на 1 августа 2012 года по налогам, сборам и начисленным пеням). К настоящему времени, как подтвердили в региональном правительстве, на погашение долга перечислены средства в размере 280 млн рублей. «В 2015 году за счет средств областного бюджета планируется перечислить остаток средств в размере 80,2 млн рублей», — обещает источник.

«Сложившаяся ситуация, конечно, очень неблагоприятна для муниципальных предприятий, выполняющих социальную функцию по перевозке льготников. Кто-то хочет поддержать общественный транспорт, а кто-то хочет за счет него сэкономить, — подчеркивают в «Нижегородпассажиравтотранс», добавляя, что долги предприятия сложились в том числе за счет систематического недополучения компенсации из бюджета. — В большинстве крупных городов расчет ведется по нормативам Минтранса РФ. Число поездок варьируется от 50 до 55».

Муниципальные перевозчики солидарны во мнении: автоматическая система контроля оплаты проезда (АСКОП) сняла бы многие вопросы. В том числе можно было бы получить точные данные, сколько поездок в месяц совершает каждый льготник в социальном транспорте Нижнего Новгорода, а не пользоваться странным образом усредненными цифрами.

К настоящему времени оператором АСКОП уже изготовлено 250 тыс. электронных карт для них. Однако ввести их в оборот пока не представляется возможным — нет единства мнений города и области по поводу объема личных данных, необходимых для работы системы. По информации правительства Нижегородской области, база данных льготников Нижнего Новгорода передана администрации города еще в 2014 году. Она содержит фамилию, имя и отчество граждан, которым положен льготный проезд. Остальные сведения не подлежат передачи по закону о персональных данных. Но, по утверждению департамента транспорта, этого недостаточно. Оператор и городские власти заявляют, что готовы организовать для граждан процедуру по юридическому оформлению согласия на передачу паспортных данных, но в правительстве на это не идут.

Сложившаяся ситуация дает почву для сомнений и домыслов. Похоже, что дело совсем не полноте данных. В «Нижегородпассажиравтотрансе», например, уверены, что система АСКОП выявит реальное количество поездок, которые области придется компенсировать.

Ирина Славина

"