Posted 23 января 2020,, 09:11

Published 23 января 2020,, 09:11

Modified 3 ноября 2022,, 18:26

Updated 3 ноября 2022,, 18:26

ЧП на Автозаводе: сделаны ли выводы из аварии 2016 года?

23 января 2020, 09:11
Вечером 22 января в Ленинском районе Нижнего Новгорода прорвало канализационный коллектор «Заводских сетей» (обслуживает Автозавод). В результате аварии без холодной воды остались почти 300 тысяч человек, затопленными фекалиями оказались 1,6 тыс. кв. м СНТ. ЧП не удалось ликвидировать до сих пор.

Об инциденте на канализационном коллекторе большого диаметра (1400 мм), расположенном в районе дома № 10 по ул. Шекспира, стало известно около 17:30 22 января. Площадь разлива стоков составила 1,6 тыс. квадратных метров. В частности, затопленными оказались порядка 40 участков садового товарищества «Красный кожевенник» Ленинского района.

По поручению мэра Нижнего Новгорода Владимира Панова был создан штаб по ликвидации аварии. Около 19:00 было предложено два варианта устранения проблемы: понижение давления холодной воды или отключение ее по всему Автозаводскому району. Жителям рекомендовали запастись водой, также был организован ее подвоз в автоцистернах.

Ближе к 20:00 было принято решение, что ликвидировать аварию можно только оставив без водоснабжения свыше 1700 жилых домов, где проживает порядка 300 тысяч человек, включая 59 тысяч детей. Предполагалось, что для ликвидации аварии потребуется 12 часов. Однако по истечении этого времени справиться с проблемой не удалось, работы ведутся до сих пор. Как сообщили рабочие корреспонденту NewsNN, потребуется еще часа 4.

Утром 23 января стало известно, что по поручению мэра с 18:00 вчерашнего дня был введен режим чрезвычайной ситуации. Он будет действовать до отмены. Главам Автозаводского и Ленинского района было поручено ввести круглосуточное дежурство, проверить системы оповещения, привести в готовность аварийные службы. Финансирование работ по ликвидации аварии организовано за счет резервного фонда администрации города на 2020 год.

Только утром специалистам «Заводских сетей» удалось обнаружить дефект, из-за которого произошла авария на канализационном коллекторе. Хотя освещение участка было организовано и в ночное время. Причина аварии стала известна еще спустя несколько часов. Оказалось, что коллектор прорвало из-за трещины на чугунном байпасе (обводном техническом трубопроводе). Среди возможных причин повреждения называются подвижки грунта, перепады температур и возраст трубопровода — ему несколько десятилетий.

Напомним, что аналогичная авария на коллекторе «Заводских сетей» произошла летом 2016 года. Тогда Автозаводский район также остался без воды. На устранение аварии ушли сутки. По факту происшествия была организована прокурорская проверка, о результатах которой не сообщалось.

На тот момент главой Нижнего Новгорода был Иван Карнилин, главой администрации — Сергей Белов. Оба — ставленники осужденного депутата и бизнесмена, экс-мэра Олега Сорокина. По итогам того же 2016-го стало известно, что ОАО «Нижегородский водоканал» не выполнил годовой план модернизации сетей водоснабжения. Компании удалось переложить только 30 из 53 км. На что из бюджета Нижнего Новгорода ушло порядка 200 млн рублей.

При этом на тот момент глава «Нижегородского водоканала» Александр Прохорчев не видел проблемы, сетуя на необходимые «большие финансовые и временные вложения». Каждый день в городе происходят утечки, рвутся трубы, запорная арматура не выдерживает колебаний температур, спокойно говорил он.

По словам Прохорчева, на тот момент изношенность сетей составляла более 70%. Но, видимо, гендиректор предприятия был плохо осведомлен о состоянии дел. В годовом отчете водоканала говорилось, что износ составляет более 83%. При этом процент их перекладки был равен 1,1% или 19,53 километра. С перекладкой системы канализации дела обстояли еще хуже — 0,3% или 3,523 километра.

Тогда же в мэрии Нижнего Новгорода заявили, что «судить о результатах работы предприятия только по проценту перекладок сетей — некорректно». «Сегодня все чаще оптимальным способом обновления сетей является их санация — введение в существующую трубу новой трубы, либо нанесение на внутреннюю поверхность специального состава. Такая технология продлевает жизнь труб на долгие годы», — отметили там.

Судя по числу и масштабу аварий, данная технология недостаточно действенна. Сейчас износ сетей в Нижнем Новгороде близится к 90%.

NewsNN направил запрос в администрацию Нижнего Новгорода, чтобы узнать, были ли сделаны какие-либо работы на коллекторе по ул. Шекспира за прошедшие 3,5 года. На что поступила просьба перенаправить запрос собственнику объекта.

Однако и оттуда ответ на момент публикации материала не пришел. Пресс-служба «Горьковского автозавода» не распространяла никаких сообщений о произошедшем инциденте. «Заводские сети» также предпочли промолчать о случившемся. На запрос о проводимых на коллекторе работах с момента прошлой аварии там тоже не ответили.

В «Прогнозе социально-экономического развития Нижнего Новгорода на 2017–2019 годы», подписанном в ноябре 2016-го и. о. сити-менеджера Сергеем Мироновым, говорилось, что объем инвестиций «Заводских сетей» до 2019 года составит более 120 млн рублей. На эти средства компания обещала сделать монтаж сооружений для повторного использования промышленных сточных вод с Автозаводской водопроводной станции, приобрести оборудование и приборы для химической, бактериальной лаборатории, заменить насосное оборудование и проч. О работах на канализационном коллекторе — ни слова.

«Заводские сети» входят в структуру крупнейшей российской частной энергетической компании ООО «ЕвроСибЭнерго» (принадлежит En+ Group, президентом которой является Олег Дерипаска). В день аварии на нижегородском коллекторе бизнесмен принимал участие во Всемирном экономическом форуме в Давосе. Однако сессия с его участием о климате была отменена.

При этом в своем Telegram-канале по итогам мероприятия Дерипаска написал, что ответственность за бедность в России несет Центробанк. Там же он выложил фото с форума. Публикаций о происходящем в Нижнем Новгороде ЧП в канале бизнесмена не было. Пресс-служба ГК «Волгаэнерго» в обед 23 января распространила релиз по факту происшествия. Ничего нового в нем не сообщалось.

«Единственно возможным решением проблемы является передача этого коллектора в город», — сообщил «Вестям» Панов.

«В 2016 году в Ленинском районе уже была авария на том же коллекторе. Необходимо было обследовать этот участок, устранить причину, иначе это халатность. И нижегородцам неважно, кому принадлежит коллектор, — именно городские власти отвечают за системы жизнедеятельности Нижнего Новгорода. Эта авария показала нам неслаженность и нестыковку в работе городских административных служб», — заявил депутат думы Нижнего Новгорода Евгений Сабашников.

Он напомнил, что тарифы на тепло, водоснабжение и водоотведение в Нижнем Новгороде одни из самых высоких в Приволжском федеральном округе. Поэтому горожане имеют право на получение качественных услуг.

Вчера члены постоянной комиссии думы по городскому хозяйству предложили вместе с ресурсоснабжающими организациями и администрацией Нижнего Новгорода рассмотреть возможность перенаправить средства на необходимые работы. «Это было бы лучше, чем поддерживать высокие зарплаты руководства наших городских монополистов и их непрофильные расходы на содержание спортивных и пиар-команд. Им не пиариться нужно, а сети содержать в рабочем состоянии», — отметил Сабашников, добавив, что подобные аварии просто недопустимы.

«Чрезвычайная ситуация, которая создалась в Автозаводском районе после прорыва канализационного коллектора, лишний раз подтверждает, что все силы и средства сегодня надо бросать на ремонт и реконструкцию инженерных сетей, которые были построены в городе еще 50-70 лет назад», — также считает зампред думы Нижнего Новгорода Николай Сатаев.

По его мнению, в городе должна существовать программа, которая предусматривает замену старых изношенных сетей. «Потому что, если мы и дальше будем ремонтировать сети либо по аварийному, либо по остаточному принципу, мы зайдем в тупик», — подчеркнул депутат.

Для того, что исправить ситуацию, объемы ремонта сетей ежегодно должны увеличиваться минимум на 5%, говорит Сатаев. «Причем необходимо использовать современные материалы, не подверженные коррозии. Только в этом случае мы сможем обновить сети. Надо активно работать во всех направлениях, потому что допускать чрезвычайные ситуации нельзя», — заключил он.

"