Posted 23 января 2017,, 09:12

Published 23 января 2017,, 09:12

Modified 12 ноября 2022,, 13:59

Updated 12 ноября 2022,, 13:59

Декриминализация побоев: за и против

23 января 2017, 09:12
Декриминализация побоев: за и против

Законопроект, выводящий побои в отношении близких родственников из числа уголовных преступлений, подготовлен ко второму чтению в Госдуме РФ. Опрошенные NewsNN эксперты считают, что принятие закона может негативно сказаться на ситуации с домашним насилием, и напоминают, что к каждой проблемной ситуации в семье должен применяться индивидуальный подход.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин пообещал, что при его рассмотрении во втором чтении будет учтено «в первую очередь мнение общества, как общество реагирует на принятие этого вопроса», — пишет ТАСС.


«Принятие данного закона очень негативно скажется на ситуации с домашним насилием. Это усугубление и без того отсутствующего по наказанию фактов домашнего насилия законодательства», — считает директор Нижегородского женского кризисного центра Анастасия Ермолаева.


По ее словам, штраф, «который наверняка будут накладывать при первичном случае, ляжет на всю семью». Это может стать формой шантажа. «Данная мера развяжет руки обидчикам, которые будут чествовать свою безнаказанность. Понятно, что во второй раз будет уголовная ответственность, но нужно еще дойти до этого второго раза», — говорит Ермолаева.


«Сейчас получается, что приравняли наказание за домашнее и уличное насилие. Посчитав, что слишком строго наказывается домашнее насилие. Однако создатели закона не учли фактора, что люди, пострадавшие от уличного насилия «могут спрятаться». У них есть дом. Со своим обидчиком они теперь встретятся только в суде. От домашнего насилия спрятаться негде. Они продолжают жить вместе – насилие продолжается», — поясняет она.


Минувшим летом нижегородец Олег Белов был приговорен к пожизненному заключению в колонии особого режима. 29 июня суд признал его виновным в убийстве своей беременной жены и шестерых детей, найденных расчлененными в августе 2015 года. С целью сокрытия преступления Белов также убил свою мать. После его ареста назначена и проведена судебно-психиатрическая экспертиза, которая показала, что мужчина страдает психическим расстройством, не исключающим вменяемости. В связи с этим он подлежит уголовной ответственности за совершенное преступление. Белов, однако, не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу. Последняя точка в этом деле была поставлена лишь в октябре, когда Верховный Суд России, согласившись с позицией представителя Генпрокуратуры РФ, оставил приговор без изменения.


В ходе расследования данного преступления по делу о халатности были задержаны участковый уполномоченный Владимир Филимонов и его непосредственный начальник Виктор Миллер. Филимонов провел четыре процессуальные проверки по заявлению супруги Белова о многочисленных фактах насилия и угроз со стороны мужа. Все эти проверки закончились вынесением постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел, которые были согласованы Миллером.


Кроме того, следствием было возбуждено уголовное дело в отношении заместителя начальника районного отдела полиции Игоря Шорина. Он также подозревался в совершении преступления, предусмотренного статьей «Халатность».


На данный момент расследование уголовных дел в отношении должностных лиц администрации Нижегородского района города и отдела полиции №5 продолжается. Семья, в которой произошла трагедия, стояла на учете в органах соцзащиты. В 2011 году органы опеки подавали в суд заявление о лишении отца семейства родительских прав, однако жена Белова убедила суд этого не делать. В 2015 году она сама обратилась в суд с аналогичной просьбой. Однако на заседание суда женщина не пришла.

Несмотря на поступавшие сигналы о проживании детей в обстановке, представляющей угрозу их жизни и здоровью, на протяжении нескольких лет сотрудники администрации Нижегородского района не принимали никаких мер.

11 января 2017 года Госдума в первом чтении одобрила законопроект, выводящий побои, совершенные в отношении близких родственников из числа уголовных преступлений. Отметим, что данная норма будет вступать в силу, если правонарушение совершено впервые.

Ко второму чтению в законопроект внесены только технические поправки. Законопроект вносит изменения в статью 116 УК РФ путем исключения «побоев в отношении близких лиц» из числа преступлений. Лицо, привлекаемое по данной статье уголовного кодекса повторно, будет привлекаться к уголовной ответственности.



«Данный законопроект я поддерживаю. Однако мы с вами понимаем, что к каждой ситуации должен быть индивидуальный подход. Если насилие совершено в отношении ребенка, – то наказание должно быть обязательным. Вместе с этим мы очень часто сталкиваемся с ситуациями, когда мужчина применял насилие в отношении своей жены. И только запускаются процедуры связанные с уголовным преследованием — вдруг женщина забирает заявление, начинает вести совершенно другую политику в отношении наказания своего супруга», — говорит уполномоченный по правам человека в Нижегородской области Надежда Отделкина.

По словам собеседника агентства, такое послабление в законе не должно смягчать наказание, оно должно помочь выявить суть. По мнению Отделкиной, очень часто семейное неблагополучие лежит в очень конкретных причинах: потеря работы, инвалидность. Ситуации, которые человек не смог пережить, влекут изменения его психологического климата. Поиск причины – очень важен. Здесь нужно много работать различным социальным службам.

«Кроме того, я по каждому закону беспокоюсь о механизме его реализации. Крайне важно — как будут применять эту новацию в каждом конкретном случае, чтобы не ухудшить сложившуюся обстановку внутри семьи и вокруг семьи», — считает она.

Ирина Шадиева

"