Мошенничества и анти-пиар: как работает филиал «Сбербанка» в Нижнем

Аналитика
Мошенничества и анти-пиар: как работает филиал «Сбербанка» в Нижнем
Мошенничества и анти-пиар: как работает филиал «Сбербанка» в Нижнем
22 ноября 2019, 13:05Фото: 1miофис Сбербанка
В начале ноября на сотрудника «Волго-Вятского банка ПАО «Сбербанк» было заведено уголовное дело за передачу данных клиента третьему лицу. Подобные мошенничества происходят в крупнейшем банке страны не первый год. Возможно ли обезопасить деньги — в материале NewsNN.

Услугами «Сбербанка» пользуются 75% россиян, свидетельствуют данные опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Мошенники придумали массу способов, как завладеть данными держателей карт, чтобы списать с них деньги. Только за начало ноября злоумышленники похитили у нижегородцев более 4 млн рублей.

В управлении Роспотребнадзора сообщили NewsNN, что за последние пять лет к ним поступило 357 жалоб от клиентов «Волго-Вятского банка «Сбербанка». Ведомство выявило нарушения в работе компании. Так, банк включал в кредитные договоры условия, ущемляющие права потребителей, навязывал дополнительные услуги и не предоставлял информацию об их стоимости.

Кроме того, часть жалоб касалась списания денежных средств с карт мошенниками. Информация об этом была передана в ГУ МВД по Нижегородской области для рассмотрения в рамках полномочий.

Фото:1mi

Однако в ГУ МВД не смогли сказать NewsNN, сколько дел было возбуждено по факту мошенничеств с картами и счетами клиентов «Сбербанка». «Представители СМИ не относятся к категории лиц и органов, имеющих право на ознакомление с результатами оперативно-розыскной деятельности», — заявили в ведомстве, говоря о проверках в отношении «Сбербанка».

Также там не ответили на вопрос о том, сколько заявлений поступило от граждан о мошенничестве с картами этого банка.

В самом «Сбербанке» после недавней утечки данных клиентов признали, что внешнее проникновение в базу данных невозможно «в силу ее изолированности». О том, что при похищении средств у клиентов банка не обходится без его сотрудников, говорил и глава «Сбербанка» Герман Греф. В эфире телеканала «Россия 1» он рассказал, что не было ни одного случая «воровства денег извне», кроме мошеннических схем, в которых участвовали работники банка.

«К сожалению, самая большая проблема в киберрисках — это не внешние риски, а внутренние», — отметил он, добавив, что бывает, когда «мошенники снаружи и внутри договариваются».

Так, летом 2018 года МВД задержало в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге организованную преступную группу из девяти человек, похищавшую деньги с банковских счетов VIP-клиентов «Сбербанка». В нее входили пять сотрудников банка.

Фото:1mi

Менеджер банка по обслуживанию VIP-клиентов за вознаграждение предоставил персональную информацию по банковскому счету клиента. После чего одна из участниц ОПГ, представившись владелицей вклада, обратилась в отделение «Сбербанка», чтобы оформить сберегательные сертификаты на 40 млн рублей. Менеджеры, проводившие операцию, тоже состояли в сговоре. Через несколько дней злоумышленникам удалось обналичить сертификаты в двух отделениях банка. Деньги им выдала менеджер-соучастница.

В 2013 году в столице ПФО задержали группу, состоящую из действующих и бывших сотрудников подразделений «Сбербанка». Они получали данные держателей зарплатных карт и делали дубликаты. При помощи электронной системы «Сбербанк-онлайн» денежные средства со счетов клиентов переводились на карточки-фальшивки и в дальнейшем обналичивались в банкоматах. Ущерб от мошеннических действий этой ОПГ составил порядка 50 млн рублей.

«Такая схема действий преступников встречается часто, поскольку через сотрудников можно получать более полную информацию о держателях счетов и вкладах, что создает условия для совершения преступления», — приводит РБК слова партнера юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрия Горбунова.

Какие меры принимаются «Волго-Вятским банком «Сбербанка» по защите банковских данных клиентов — неизвестно. Запрос NewsNN остался без ответа. Также там не сообщили о числе жалоб на мошенничества с картами и счетами клиентов банка.

При этом отметим, что сотрудники «Волго-Вятского банка «Сбербанка» жалуются в Гострудинспекцию Нижегородской области на оплату труда, оформление и расторжение трудовых договоров, распорядок дня, не предоставление компенсаций и невыдачу документов, связанных с работой. Об этом NewsNN сообщили в ведомстве.

Дмитрий Потапенко
Фото:facebook.com/potapenkodmitri

По мнению предпринимателя и экономиста Дмитрия Потапенко, «Сбербанк» не в силах защитить деньги клиентов из-за человеческого фактора. Единственное, что можно сделать в этой ситуации — создать конкуренцию на банковском рынке, чтобы у населения был выбор, кому доверять свои доходы.

«Сейчас люди вынуждены размещать деньги в „Сбербанке“ из-за отсутствия выбора. Это проблема российской экономики. Осознанно выкормили монстра, а любые монстры всегда неповоротливы. Как говорится: „А куда вы денетесь, если не будете размещать свои деньги в ‚Сбербанке‘?“. Вам некуда податься, чтобы куда-то перекинуть свои средства», — сказал Потапенко в разговоре с NewsNN.

Павел Корчагин
Фото:facebook.com/pavel.korchagin.7311

«Сбербанк» является «довольно иерархизированной и громоздкой структурой, в которой управленческие решения и обратная связь по ним идут очень медленно и часто наталкиваются на проблему низкой мотивированности и подготовленности сотрудников на местах», говорит руководитель представителя «АО ФИНАМ» в Нижнем Новгороде Павел Корчагин.

В связи с этим, по словам эксперта, банк вынужден реализовать те пиар- и маркетинговые акции, которые «способны обеспечить его сотрудники на местах». Так, например, в Нижнем Новгороде «Волго-Вятский банк ПАО «Сбербанк» проводит различные лекции вроде «Мама и ребенок: где рождаются истины», а также занимается сбором использованных батареек.

«Какие конкретно при этом реализуются задачи, не всегда возможно угадать — может, работа над имиджем, может, повышение лояльности, а возможно — попытка продать своим клиентам более сложные продукты, чем депозит и кредит. Я бы предложил им еще собирать пустые пивные банки и прочую тару», — отметил Корчагин в беседе с NewsNN.

По мнению же Потапенко, это не пиар, а анти-пиар. «„Сбербанк“ пытается создать эко-среду, но забывает самое основное. Эко-среда — это не загнать человека в некие сопутствующие бизнесы, а быть профессиональным в основной своей сфере», — считает он.

Напомним, «Сбербанк» подарил Ижевску ко Дню оружейника фонтан стоимостью в 100 млн рублей, за который городу «придется расплачиваться с огромными процентами». Накануне компания заключила с правительством Удмуртии договор о цифровизации госсектора. В частности, «Сбербанк» планирует установить устройства видеонаблюдения и распознавания лиц, облачные технологии и удаленные услуги бухучета.

Валерий Шанцев
Фото:NewsNN

В 2011 году правительство Нижегородской области под руководством Валерия Шанцева тоже заключило соглашение со «Сбербанком» — о строительстве центра сопровождения клиентских операций «Волга-Сити». Его открытие состоялось в сентябре 2013 года. Тогда сообщалось, что в бюджет региона ежегодно от деятельности этого центра будет поступать 2 млрд рублей налогов.

Однако уже в 2015 году на тот момент министр инвестиций Нижегородской области Екатерина Пивоварова рассказала, что «Сбербанку» не удалось в полном объеме выполнить свои обязательства по налоговым отчислениям. Они составили лишь 60% от плановых.

Как сообщили NewsNN в министерстве финансов Нижегородской области, банк в 2015–2019 гг. получил льготы по налогу на имущество в размере 72,9 млн рублей. На вопрос о размере налоговых отчислений в бюджет региона за 2016–2018 гг. в минфине не ответили.

Сюжеты:
Эксклюзив
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter