Posted 21 октября 2014,, 06:12

Published 21 октября 2014,, 06:12

Modified 12 ноября 2022,, 15:19

Updated 12 ноября 2022,, 15:19

Эффекты и аффекты мажоритарной системы

21 октября 2014, 06:12
Борьба за контроль над будущей городской думой продолжается. На прошлой неделе губернатор Валерий Шанцев внес в Законодательное собрание проект закона об изменении структуры думы Нижнего Новгорода. Законопроект Шанцева заметно снижает шансы местных олигархов иметь «карманную» городскую думу. Почему губернатор сказал «стоп»?

Идея заменить действующую смешанную систему мажоритарной уже давно витает над пятым корпусом Нижегородского кремля. В начале осени было предложено сократить количество мандатов партий до десяти, отдав остальные одномандатникам, но потом голосование было отложено, и глава города Олег Сорокин заявил, что «есть предложение избирать депутатов исключительно по одномандатным округам». Однако двухходовая комбинация, в результате которой городская дума попала бы под контроль одного-двух человек, не прошла. Губернатор предложил сохранить смешанную систему, оставив под контролем партий 25% от общего числа мандатов.

О том, почему мажоритарная система выборов в городскую думу выгодна партии власти и невыгодна другим партиям, уже шла речь в статье«Swarming «Единой России». Но кроме партийных интересов в деле явно присутствуют и личные мотивы.

Основной манифестацией сторонников мажоритарной системы является забота об избирателях. По их мнению, депутат-одномандатник больше зависит от своего избирателя, поэтому он ближе к населению, живет его чаяниями и надеждами, как «Отче наш» затвердив его наказы. При этом сторонники беспартийной системы выборов лукаво умалчивают о методах и инструментах реализации этих наказов. А здесь все просто: большую часть вопросов населения можно «закрыть», лишь получив финансирование из бюджета. Но бюджет города — это зона ответственности главы города. Вот и выстраиваются длинные очереди алчущих бюджетной толики одномандатников в кабинет первого среди равных. И здесь уже вступает в действие основной инстинкт российской бюрократии: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку…» Таким образом, глава города, обладая мощным инструментом управления, легко превращает депутатов-одномандатников в стайку цирковых собачек, становясь при этом очень влиятельным человеком. Это один из эффектов одномандатной системы. Но есть и другие.

Партийные фракции в гордуме дрессуре поддаются с трудом, они могут выразить и несогласие с политикой городского руководства. К тому же при выборах главы города, которого, как известно, сейчас выбирают из состава депутатов, с партиями договориться куда труднее, чем с депутатами-одномандатниками. Партии в этих обстоятельствах оказываются слишком дорогой игрушкой, и стоимость чека (говоря на депутатском языке) тут может многократно возрасти. Для человека, стремящегося поставить под личный контроль деятельность городской думы, здесь начинают действовать элементарные законы маркетинга. Они взывают к снижению издержек. Чтобы добиться этого, необходимо ограничить, а лучше вообще исключить участие партий из законодательной деятельности органов МСУ. Для достижения этих целей как нельзя лучше подходит мажоритарная система. Таким образом, за идеей реформирования избирательной системы гордумы возникают не только политические интересы партии власти, но и личные мотивы местного олигархата. Нижегородские Кнуровы и Вожеватовы способны оплатить избирательные кампании целого пула депутатов-одномандатников, обеспечив себе необходимое количество голосов при выборах главы города. Это второй эффект одномандатной системы. Но и это еще не все.

Нельзя исключать того, что переход на одномандатную систему выборов может поставить городскую думу в зависимость от одного человека, сильно упрочив его влияние. Как поведет себя такой человек? Что станет его следующей целью? Возможно, он захочет еще больше укрепить свое положение и, опираясь на вассальную думу, рискнет начать процедуру возвращения всенародных выборов мэра? Общественное мнение будет на его стороне, а популярность его возрастет многократно. Обладание такими ресурсами автоматически делает его одним из главных претендентов на должность уже не мэра (это плацдарм), а губернатора. Это сверхэффект введения одномандатной системы. Соблазнившись им, можно впасть и в состояние аффекта.

Конечно, это всего лишь один из множества возможных сценариев, но вероятность его отнюдь не стремится к нулю. Важным является то, что реализация хотя бы части этого сценария может привести к нарушению и без того шаткого баланса региональных элит. А это уже зона ответственности губернатора, и нет оснований полагать, что сегодня разрушение этого баланса отвечает его интересам.

Евгений Семенов, политолог

"