Posted 21 мая 2021, 12:08
Published 21 мая 2021, 12:08
Modified 3 ноября 2022, 19:22
Updated 3 ноября 2022, 19:22
Стрелки среди нас
Ночью 12 октября прошлого года жителям Нижегородской области было не до сна. Накануне в поселке Большеорловское Борского района 18-летний Данила Монахов взял в руки ружье и пошел убивать людей. Парень застрелил четырех человек, еще трех — ранил. Среди погибших оказалась его родная бабушка. После расстрела жителей поселка, парень скрылся в лесу. Наутро его нашли с простреленной головой.
По имеющейся информации, Данила планировал массовый расстрел несколько лет. Сначала он хотел устроить вторую бойню в школе № 101 Нижнего Новгорода в 2019 году, годом позже — в Нижегородском училище-интернате. Но что-то случилось, и парень открыл огонь вне учебных заведений. В тот день он должен был быть на занятиях, но внезапно приехал к бабушке, у которой и хранилось ружье.
Позднее выяснилось, что у Монахова имелось разрешение на оружие. Он получил его за месяц до происшествия. Теперь врач-психиатр Виталий Балуев, который выдал молодому человеку необходимую справку, находится под следствием. Изначально специалиста заключили в СИЗО, но затем перевели под домашний арест. Кроме того, клиника, в которой работал Балуев, лишилась лицензии.
И вот совсем недавно — новое ужасающее происшествие в Казани. 11 мая 19-летний Ильназ Галявиев открыл огонь по ученикам гимназии № 175, которую закончил четыре года назад. За несколько часов до этого он опубликовал в соцсетях сообщение: «Сегодня я убью огромное количество биомусора…». И парень реализовал свой план. В результате бойни погибли девять человек (семь из которых дети), еще 23 — пострадали.
Стрелка удалось задержать в тот же день. Во время допроса он заявил, что «родился богом». Галявиев свою вину полностью признал, однако раскаяния не выразил. В итоге молодого человека отправили в следственный изолятор на два месяца. При этом выяснилось, что у парня также было разрешение на оружие!
После школы — в оружейный магазин
Данила Монахов и Ильназ Галявиев — это вчерашние школьники. Безусловно, на мировосприятие молодых людей влияют окружающие их объекты. Неслучайно в России запрещено продавать алкоголь и табачную продукцию на расстоянии ближе, чем 100 метров от школы или детского сада. А что, если рядом с образовательным учреждением находится оружейный магазин?
Например, многие школы и детские сады Нижнего Новгорода буквально окружены такими торговыми точками. Всего в городе около 60 магазинов с оружием: 7 — в Канавинском районе, 6 — Сормовском, 5 — в Автозаводском районе, 5 — в Советском, 5 — в Нижегородском, 4 — в Приокском, 3 — в Ленинском, 2 — в Московском.
Так, лицей № 82 и школа № 9 в Сормове находятся вблизи двух оружейных магазинов: «ОхотАктив» на улице Культуры и «Охотничье снаряжение» на улице Коминтерна. В Канавинском районе прямо перед детским садом № 8 на улице Чкалова открылся магазин «Охота на рыбалку». На Автозаводе по соседству со школой № 161 и детским садом № 35 работает магазин «Стрелок».
Еще один филиал «ОхотАктива» на проспекте Ленина окружен образовательными учреждениями. Рядом находятся детские сады № 290, № 368, лицей № 180, чуть подальше — детсады № 436, № 269 и № 294, школа № 175. На проспекте Гагарина в Приокском районе магазин HuntLine.ru располагается вблизи школы № 34 и корпуса Нижегородской сельскохозяйственной академии.
Школе № 45, детсадам № 435, № 210, № 87 и № 119, гимназии № 17 «посчастливилось» оказаться рядом с магазинами «Стрелок» и «Охотник» во втором микрорайоне Щербинок. Также недалеко от школ № 151, № 29, детсадов № 30, № 282 работает магазин «Русское оружие» на улице Ванеева в Советском районе.
Что мы видим: оружейные магазины в Нижнем Новгороде находятся преимущественно в спальных кварталах. Однако легкодоступность этих торговых точек может побудить молодых людей к роковой покупке, считает школьный психолог Светлана Иванова. По ее словам, есть вероятность, что в какой-то момент полки с винтовками окажутся триггером. Но стоит понимать, что злость и ненависть возникают не из воздуха.
«Это однозначно накопленный негативный опыт. Скорее всего этот человек в подростковом возрасте оказался один, когда ему нужна была поддержка родителей. К его проблеме не прислушались, а возможно грубо проигнорировали. Отсутствие любви порождает агрессию. Никакие интернет-игры не являются ключевым фактором такого поведения. Считаю, что школьные психологи особое внимание должны уделять налаживание детско-родительских отношений!» — заявила эксперт в разговоре с NewsNN.
Врач-психиатр, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии ПИМУ Иван Карпухин также считает, что оружейные магазины могут вызвать определенный интерес у ребенка, и (в теории) спровоцировать на покупку.
«С моей точки зрения, располагать их вблизи школ нецелесообразно. Это может уменьшить вовлечение детей в антисоциальную активность. Конечно, это формальный признак. Те, кто уже имеют определенные желания, сами найдут магазины. Но провоцировать интерес остальных не стоит. Магазин с оружием — это некая реклама. Поэтому ни к чему хорошему они вблизи школ не приведут», — рассказал он NewsNN.
Получить оружие легче, чем кажется?
Реальность такова: вчерашние школьники получают лицензии на оружие и идут убивать. Неужели добиться разрешения так просто?
Во-первых, для лицензии необходимо обследоваться у нарколога и психиатра. Если специалисты не выявляют никаких нарушений, то оформляется справка об отсутствии противопоказаний к владению оружием. Во-вторых, нужно пройти платные подготовительные курсы. Их стоимость варьируется в пределах 3-5 тысяч рублей. В-третьих, придется приобрести сейф (так как хранить ружье просто в шкафу нельзя).
Затем остается подать заявление на оформление лицензии. Она обойдется нижегородцам в две тысячи рублей. После чего оружие регистрируют, и владельцу выдают разрешение на его ношение и хранение. Этот документ стоит еще 500 рублей. Таким образом оружие — не самое дешевое удовольствие. Но и сверхдорогим назвать его нельзя. Купить ружье молодым людям часто помогают взрослые (так, например, было у борского стрелка).
Но после резонансных случаев общественность первым делом накидывается на психиатров. Мол, как они дали справку потенциально опасным парням? Да, отрицать недобросовестность отдельных специалистов нельзя, но иногда причина кроется не в них.
По словам Ивана Карпухина, за одну встречу не всегда возможно объективно определить отсутствие психических расстройств у человека. У него могут быть эмоционально-поведенческие расстройства, но у психиатра он берет себя в руки и ни на что не жалуется.
«Кроме того, состояние человека меняется. Он пришел к психиатру, и тот диагностировал, что на текущий момент он здоров. Но через некоторое время психическое заболевание может начаться само по себе, либо в жизни человека происходит сильный стресс. В таком случае психиатр уже не может нести за это ответственность», — подчеркнул эксперт.
Вообще обследование у психиатра, на первый взгляд, кажется очень простой процедурой. Специалист разговаривает с пациентом, анализирует его поведение и эмоциональные реакции. Но при этом обследование обязано быть неформальным и полноценным.
«Оно не должно длиться всего пять минут. Если формально штамповать печати, то можно пропустить человека с психическими отклонениями. Ответственность врача здесь очень высока. Ведь по итогу человек получает оружие. Если у психиатра возникают какие-либо сомнения, то он может направить человека на расширенную психиатрическую комиссию и дообследование», — сообщил Карпухин.
Кстати, если человек ранее обращался за психиатрической помощью, то необязательно, что ему откажут в выдаче справки. Некоторые расстройства носят временный характер, могут быть легкими и не являются препятствием для владения оружием. Да, когда-то у человека был тяжелый период в жизни, но это не значит, что он останется навсегда.
Выводы сделаны. Или нет
Трагические события всегда оставляют глубокий эмоциональный отклик в обществе и приводят к тем или иным ужесточениям. Например, сразу после расстрела в Казани губернатор Нижегородской области Глеб Никитин поручил незамедлительно проработать вопрос об усилении мер безопасности во всех школах региона.
Другой вопрос — станут ли организации, оценивающие психическое состояние людей, более тщательно выполнять свою профессиональную деятельность? Врач-психиатр Иван Карпухин считает, что да. По его словам, тенденция в положительную сторону наметилась сразу после инцидента на Бору.
А вот уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области Маргарита Ушакова заявила, что ужесточение правил выдачи документов на оружие или пропускного режима в школах не дадут должного эффекта. В первую очередь необходимо сконцентрироваться на более внимательном отношении к молодым людям.
«Важна работа специалистов по выявлению и разрешению конфликтов в учебном заведении и в семье. Иногда последствиями травли ребенка в школе может стать его агрессия по отношению к окружающим. Родители, педагоги, школьные психологи, друзья и неравнодушные соседи — все эти люди могут и должны обратить внимание на внезапные перемены в настроении и поведении», — заключила Ушакова.
Потребность в безопасности одна из главных в жизни человека. К сожалению, современный мир таит много тревог. В идеальной реальности психиатры добросовестно выполняют работу, родители выстраивают доверительные отношения с детьми, а магазины с оружием не мозолят глаза на каждом шагу. Придем ли мы к этому?