Posted 21 мая 2019,, 12:51

Published 21 мая 2019,, 12:51

Modified 3 ноября 2022,, 18:25

Updated 3 ноября 2022,, 18:25

«Стригино» наращивает пассажиропоток, но все равно уступает соседям

21 мая 2019, 12:51
Показатели нижегородского аэропорта «Стригино» пошли вверх: пассажиропоток воздушной гавани на майские праздники вырос на 13%. NewsNN вспоминает, как развивался аэропорт, почему настали нелегкие времена и как он выглядит на фоне региональных хабов.

96 лет с первого полета

Нижегородский аэропорт начал свое существование в 1923 году. Первый гражданский перелет состоялся в июле 1923 года между Москвой и Нижним Новгородом. Он длился семь часов, на борту находилось всего четыре пассажира. В прошлом году «Стригино» отметил 95-летний юбилей.

«Стригино» был одним из первых в стране оборудован системой ночной посадки воздушных судов (ОВИ, приводные маяки). В 1957 году в аэропорту была создана авиадиспетчерская служба, а еще через год прошла масштабная реконструкция: старую ВПП заменили на новую – железобетонную. Чуть позже была построена железная дорога из Горького до аэропорта, хранилище топлива и гостиница.

Аэропорт пользовался популярностью: здесь постоянно базировались разные авиаотряды, совершались регулярные рейсы в Москву, Ленинград, а также в южные и сибирские города. Со временем построили новый терминал, в 1975 году ВПП увеличили до 2,5 тыс. м, а в 1980 году появилась еще одна взлетно-посадочная полоса.

В 1993 году «Стригино» получил статус международного аэропорта и стал запасным аэродромом для Московского авиаузла.

Кому принадлежит нижегородский аэропорт

Реорганизация в управлении аэропортом, как и во многих других российских компаниях, произошла в 90-ых годах. Тогда предприятие «Нижегородский объединенный авиаотряд» разделилось на три самостоятельных структуры: государственные предприятия «Международный аэропорт „Нижний Новгород“» (ФГУП «МАНН») и «Аэронавигация НН», ОАО "Авиакомпания «Нижегородские авиалинии».

На тот момент 94,51 % акций ОАО "Международный аэропорт «Нижний Новгород» (МАНН) принадлежало правительству Нижегородской области, 5,5 % — ФГУП «МАНН».

Однако аэропорту требовалась модернизация, и в 2011 году правительство приняло решение найти нового инвестора. В феврале 2011 года «Стригино» вошло в состав нового аэропортового холдинга, создаваемого в России группой компаний «Ренова» (контролируется миллиардером Виктором Вексельбергом).

Компания «Аэропорт «Кольцово» (под управлением «Ренова») была признана победителем конкурса на право стать инвестором в программе реконструкции нижегородского аэропорта. Предполагалось, что общая стоимость проекта, который будет реализован поэтапно с 2011 по 2021 годы, составит 2,7 млрд руб.

14 мая 2012 года екатеринбургское ОАО «Аэропорт Кольцово» приобрело 74,99 % акций аэропорта. У правительства области осталось 25,001% пакета акций. Управлением «Стригино» занялась УК «Аэропорты регионов».

Летные и нелетные года

За последние пять лет выручка аэропорта не опускалась ниже 730 млн рублей в год. Самым тяжелым для «Стригино» оказался 2016 год: тогда при выручке в 851 млн рублей чистый убыток компании составил 63 млн рублей.

В том же году пассажиропоток аэропорта снизился на 18% до 780 тыс. человек. Причиной такого падения стало сокращение на международном сегменте. Наибольшее влияние оказали запреты на полеты в Египет, а также на выполнение чартерных рейсов в Турцию. Последний был отменен только в конце августа 2016 года.

В 2017 году аэропорту удалось наверстать упущенное и заработать 1,3 млрд рублей при чистой прибыли в 10 млн. Финансовые показатели за 2018 год еще не опубликованы. Однако уже известно, что пассажиропоток воздушной гавани по итогам 2018 года увеличился на 18% и составил более 1,140 млн человек – это рекордный показатель за всю историю существования аэропорта.

В целом региональный сегмент перевозок «Стригино» с начала 2019 года увеличился на треть по числу пассажиров. В основном рост произошел благодаря новым регулярным направлениям полетов в Ростов-на-Дону, Пермь и Калининград.

Наиболее популярными зарубежными направлениями являются Пхукет (Таиланд), Нячанг (Вьетнам) и Анталью (Турция). Всего маршрутная сеть нижегородского аэропорта насчитывает 20 направлений, из которых 11 - регулярные.

Отметим, что в аэропорту ни разу не происходили авиакатастрофы, однако было несколько случаев без пострадавших. В 2014 году Airbus А-320 (рейс SU1223 компании «Аэрофлот») совершил аварийную посадку спустя 5 минут после взлета из-за отказа двигателя. На борту самолета находилось 119 взрослых и двое детей. Также в 2018 году вынужденную посадку из-за отказа правого генератора совершил самолет Boeing 737 авиакомпании Utair, летевший по направлению Москва – Уфа.

Аэропорт оживает

Главный редактор «АвиаПорт.Ру» Олег Пантелеев считает, что ситуация в нижегородском аэропорту выправилась. «Если посмотрим на структурную составляющую, то аэровокзальный комплекс заработал в штатной конфигурации. Из первого терминала рейсы уже не выполняются, это позволило его законсервировать и сократить средства на поддержание двойной инфраструктуры», - сказал эксперт в разговоре с NewsNN.

В целом, системных проблем у аэропорта он не отмечает. «Дальше вопрос только в привлечении авиакомпаний», - заявил эксперт.

Пантелеев напомнил, что «Стригино» имеет важное значение для московского авиационного узла. Если столичные аэропорты не принимают рейсы, то на помощь приходит нижегородский. По его мнению, «Стригино» по соотношению качества и инфраструктуры – длина ВПП, оснащенность и возможность обслужить различные воздушные суда, а также близость к Москве – находится в наиболее выигрышном положении.

Напомним, Нижегородский аэропорт принял 20 рейсов, перенаправленных из московского аэропорта Шереметьево после аварии с самолетом Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот».

Пантелеев считает, что в Нижнем Новгороде существует спрос на полеты в Европу, но если его просуммировать, то окажется, что он не такой большой для прямых сообщений даже с самыми популярными городами. «У Нижнего Новгорода на это потенциал не достаточен, поэтому пассажиры активно пользуются полетами из Москвы», - отметил эксперт. Он добавил, что в то же время обслуживание международных рейсов обходится авиакомпаниям дороже и аэропорт мог бы на этом заработать.

По его словам, среди самых наглядных примеров региональных аэропортов, которые активно развивают европейские направления, – Екатеринбург.

«Стригино» отстает

Первое место по объему перевозок в Приволжье по итогам 2018 года занял международный аэропорт «Уфа», где в прошлом году было обслужено 3,2 млн пассажиров. Оттуда осуществляются рейсы по 70 направлениям, в том числе в европейские города (Вена, Барселона, Прага, Ларнака, Бургас, Тбилиси).

Следующий по объему пассажиропотока - международный аэропорт «Казань» (МАК). В 2018 году он обслужил 3,141 млн пассажиров, что на 20% больше 2017 года. Маршрутная сеть составила свыше 80 направлений, из которых более половины - международные.

Жители столицы Татарстана могут вылететь в Латвию, Грецию, Финляндию, Испанию или Германию. В МАКе также базируется своя авиакомпания – ЮВТ «Аэро», которая выполняет региональные перевозки.

Тройку лидеров замыкает аэропорт Самары «Курумоч» – 3 млн пассажиров в год. Оттуда можно попасть в Испанию, Болгарию, Армению, Грецию, Чехию, Финляндию, Израиль и Черногорию.

Даже в Перми, где живет на 200 тыс. человек меньше, чем в Нижнем Новгороде, местный аэропорт «Большое Савино» принимает свыше 1,5 млн пассажиров в год. При этом за границу из Перми можно улететь только на курортные направления Турции, Греции, Туниса и Грузии.

В интервью NewsNN министр транспорта Нижегородской области Вадим Власов заявил, что вопрос создания регионального авиаперевозчика «остро не стоит».

«Все решения должны быть от экономики. Прорабатывается вопрос строительства грузового терминала. То, что они к ЧМ мобилизовались и модернизировались, этого более чем достаточно на данный момент», - ответил министр на вопрос о необходимости создания регионального хаба в Нижнем Новгороде.

"