Posted 21 февраля 2019,, 07:07

Published 21 февраля 2019,, 07:07

Modified 3 ноября 2022,, 18:12

Updated 3 ноября 2022,, 18:12

Город пробок: изменится ли транспортная система Нижнего Новгорода

21 февраля 2019, 07:07
Транспортная сеть Нижнего Новгорода не претерпевала серьезных изменения с прошлого века. Передвигаться по городу с каждым годом становится все сложнее, неудобства терпят как автовладельцы, так и пассажиры общественного транспорта. NewsNN выяснил, намерены ли власти менять ситуацию, и что для этого предпринимается.

Курс новой администрации Нижнего Новгорода круто повернулся к народу. С начала 2018 года прошло более десятка встреч с гражданами, где администрация выявляла болевые точки жизни города. И в каждом районе нижегородцы высказывали недовольства по поводу работы общественного транспорта и в целом существующей дорожной инфраструктуры. По Нижнему до сих пор продолжают курсировать «пазики», от которых уже давно отказались в продвинутых городах России, нет четкого расписания движения автобусов, большие сложности в использовании общественного транспорта возникают у инвалидов. А некоторые районы города остаются отрезанными от центра многочасовыми пробками. Как, например, Сормовский, который окружен железной дорогой. Нижегородцы в шутку прозвали его «обитаемым островом». Но власти не только не строят там новые развязки или виадуки, но и дали разрешение на возведение на «острове» нового жилого комплекса «Корабли» на три тысячи квартир. Его заселение еще сильнее ухудшит ситуацию на дорогах.

Люди недовольны, и нужно что-то делать. Новая администрация начинает с того, что меняет существующую сеть общественного транспорта, то есть отменяет одни маршруты и вводит другие по просьбе граждан. Однако если часть населения эти перемены радуют, то другая автоматически начинает возмущаться: в социальных сетях появились десятки групп, где нижегородцы собирают подписи за возвращение нужных им маршрутов. Когда эта история закончится, в администрации ответа не дают.

«Я не буду называть сроки, это сделать проще всего», - сказал мэр Владимир Панов на недавней пресс-конференции, комментируя проблему реформирования дорожной сети.

Еще одно изменение прошлого года – это появление литеров в номерах маршрутов, где «А» указывает на то, что автобус муниципальный, а «Т» – что он частный. Событием стала закупка 100 низкопольных автобусов на газомоторном топливе для «Нижегородпассажиртранса». При этом на предприятии до сих пор не могут отремонтировать автобусы-гармошки, которые администрация купила в 2014 году, и которые сразу начали ломаться. Напомним, что всего приобретено 30 автобусов по 12 млн каждый. И еще одно нововведение – это внедрение автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП). Но к ней подключились не все маршруты.

Не решается в городе и проблема недостатка парковочных мест. Особенно в них нуждается центр Нижнего Новгорода, но существующие платные парковки, по данным городской администрации, могут обеспечить местами только 450 машин. В разговоре с NewsNN руководитель «Центра помощи автомобилистам» Сергей Кузин сказал, что одна проблема тянет за собой другую, и решить их невозможно без комплексного подхода.

«Мы можем организовать перехватывающие парковки, можем поднять штрафы, или запретить въезд в центр города, но это ничего не даст, если не будет комплексной стратегии развития дорожной сети Нижнего Новгорода. Если человек отказывается от личного автомобиля, у него должна быть альтернатива. Общественный транспорт работает убого, поэтому говорить об этом не приходится. Проблемы организации дорожного движения, пропускной способности магистралей, количества парковочных мест должны решать в рамках одной концепции. На мой взгляд, власти Нижнего Новгорода не делают никаких шагов, чтобы ее создать», - считает Кузин.

Все может поменяться к 2030 году

Представители мэрии заявляли, что комплексная программа развития транспортной системы обязательно появится в городе, возможно даже в 2019 году. В задумках властей – избавиться от устаревших «пазиков», создать динамическое расписание работы общественного транспорта, сократить количество частных компаний, а также создать выделенные полосы для автобусов и такси.

«Идея создания выделенных полос для общественного транспорта – хорошая, но ее не удастся реализовать при существующей дорожной инфраструктуре. Чтобы перемены принесли пользу, нужно либо расширять существующие магистрали, либо строить их дублеры, иначе пробки только увеличатся», - сказал в интервью NewsNN депутат законодательного собрания Нижегородской области Владислав Атмахов.

Атмахов поддерживает инициативу сокращения частных игроков на рынке пассажирских перевозок. По его словам, частные компании нередко нарушают закон и принимают на работу лиц без опыта вождения автобусов. Депутат уверен, что избавиться от «пазиков» на дорогах Нижнего Новгорода можно путем выставления определенных условий при проведении конкурса по выбору перевозчиков.

Представитель компании-перевозчика «ИП Каргин» Антон Калинин с данным мнением не согласен. По его словам, разово перевести всех частников на низкопольные автобусы не получится.

«Использовать автобусы большой вместимости рентабельно только на магистральных маршрутах с большим пассажиропотоком. Мы пробовали вводить ЛИАЗы на свои маршрутах и увидели, насколько это затратно. Прописать в конкурсе можно все что угодно, но какое предприятие сможет сразу закупить автобусы стоимостью 7 млн рублей? Тогда частникам придется значительно повышать цены на проезд. Идея неплоха, но в ней много нюансов», - считает Калинин.

По словам Калинина, реализовать инициативу можно только в одном случае – создать систему муниципального заказа, как в Москве.

«Муниципальный заказ – это когда перевозчику платят деньги за количество выполненных рейсов. При этом доход частников не зависит от пассажиропотока, от выручки», - объяснил Калинин.

Если власти Нижнего Новгорода пока не сообщают о стратегии развитии транспортной сети Нижнего Новгорода, то областное правительство уже анонсировало ряд шагов по улучшению дорожной инфраструктуры. В сентябре 2018 года правительство заказало у АО «Институт «Стройпроект» план развития дорожной сети области за 49 млн рублей. Как сообщили NewsNN в региональном министерстве транспорта и автомобильных дорог, были проведены работы по анализу и оценке текущего состояния транспортной системы региона, собрана информация по 40 различным параметрам.

«В результате реализации мероприятий к 2030 году в регионе должна значительно улучшиться ситуация на автомобильных дорогах: возрастет скорость движения общественного и индивидуального транспорта примерно на 13%, увеличится доля перевозок пассажиров внеуличными видами транспорта, сократится удельный вес автомобильных дорог, работающих в режиме перегрузки. В ходе работы были предложены два варианта мероприятий: оптимистичный (исходя из потребностей) и реалистичный (исходя из возможностей)», - сообщили NewsNN региональном минтрансе в ответ на запрос.

На основе исследований была подготовлена «Программа развития организации дорожного движения на автомобильных дорогах Нижегородской агломерации». Министр транспорта Вадим Власов презентовал ее 18 февраля депутатам регионального парламента.

«Есть новые указы президента, есть госпрограммы. В частности, нацпроект «Новые дороги городов России». Планируется выделение значительных финансовых средств, поэтому правительство подготовило программу, которая позволит претендовать на господдержку. Главное, чтобы эти средства были правильно освоены», - сказал Атмахов.

Свобода для льготников и отсутствие «пазиков»

Пока в Нижнем Новгороде пишут стратегии и концепции, в Казани распрощались с советским и «перестроечным» наследием еще десять лет назад. Реформа транспортной системы там началась в 2005 году и завершилась в 2009-м.

К ее началу в Татарстане работали 264 частных транспортных компании, перевозку осуществляли более 2,5 тысяч автобусов малой и особо малой вместимости – «пазики» и «газели». Функционировало более 150 дублирующих друг друга маршрутов. Муниципальные предприятия при этом находились на грани выживания, перевозя в основном граждан льготных категорий. В таком же положении сейчас находится и «Нижегородпассажиртранс», чья задолженность составляет более 1 млрд рублей.

«В настоящее время в Казани функционирует единая, взаимоувязывающая все виды транспорта, маршрутная сеть, нет ни социальных, ни коммерческих маршрутов. Жители, имеющие право на льготы, получили возможность пользоваться любым маршрутом, всеми видами транспорта», - рассказали NewsNN в комитете по транспорту Казани.

«Пазиков» и «газелей» больше нет, на линии выходят только автобусы большой и средней вместимости. Ко всем участникам, независимо от форм собственности, предъявляются единые параметры отбора, в том числе к подвижному составу. Все участники рынка обязаны работать в автоматизированной системе управления транспортом и автоматизированной системе оплаты проезда. Тариф также един для всех перевозчиков, и устанавливается властями Татарстана.

Преодолеть проблему пробок удалось благодаря комплексному подходу. Как рассказал NewsNN председатель комитета по транспорту мэрии Казани Айдар Абдулхаков, был запрещен проезд грузового транспорта в дневное время суток, отменены левые повороты, организована адаптивная система дорожного движения, когда светофоры включают зеленый свет по времени сбора потоков транспорта. На 44 улицах для общественного транспорта были созданы выделенные полосы, а парковаться в Казани можно только на платных парковках, иначе –эвакуация.

«Изначально реформа вызывала недовольство и у перевозчиков, и у населения. Доходило даже до акций протеста: собирали по 100 автобусов, и со скоростью три километра в час ехали, перекрывая улицы, грозились сжечь себя на центральной площади. Сейчас это пройденный этап, и мы в основном слышим благодарности от людей, которые, в особенности, куда-то съездили и снова увидели эти «газели», - отметил Абдулхаков.

"